город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2017 г. |
дело N А32-39768/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.03.2017 по делу N А32-39768/2016,
принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению Администрации города Сочи
к заинтересованному лицу - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьего лица - акционерного общества "РЖДСрой"
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление), выразившегося в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0308002:3629, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район из федеральной собственности в собственность муниципального образования город - курорт Сочи; об обязании управления принять решение о передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город - курорт Сочи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "РЖДСтрой".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано законностью и обоснованностью действий (бездействия) управления, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна площади расположенного на участке объекта муниципальной собственности. Заявитель пропустил срок обжалования бездействия управления, что является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленных требований.
Администрация города Сочи обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что регистрация права федеральной собственности на земельный участок осуществлена с нарушением, поскольку испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:49:0308002:3629 входит с состав земель особо охраняемых природных территорий и не может быть отнесен к федеральной собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "РЖДСтрой" просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно кадастровому паспорту от 09.08.2016 N 99/2016/6243665 в государственный кадастр недвижимости 02.07.2012 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0308002:3629, площадью 19 278 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район.
На спорный земельный участок зарегистрировано право федеральной собственности 10.08.2012, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.08.2016 N 90-22891169.
Письмом от 05.02.2016 N 951/07-02-12 администрация обратилась в управление с заявлением о передаче из государственной собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город - курорт Сочи спорного земельного участка.
Согласно письму от 05.02.2016 N 951/07-02-12 на спорном земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0308002:5007 (блочная трансформаторная подстанция, площадью 24 кв. м), который находится в собственности муниципального образования город - курорт Сочи согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.04.2015 N 23-АН N 753609.
В письме от 20.02.2016 N 08/2428 управление указало, что площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна площади объекта.
Полагая, что бездействие управления нарушает права и законные интересы муниципального образования город - курорт Сочи, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлен порядок передачи объектов недвижимого имущества из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
В силу абз. 6 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.04.2015 N 23-АН N 753609 в собственности муниципального образования город - курорт Сочи находится трансформаторная подстанция, площадью 24 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0308002:5007.
При этом на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0308002:3629, площадью 19 278 кв. м., на котором расположена подстанция, зарегистрировано право федеральной собственности 10.08.2012, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.08.2016 N 90-22891169.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, администрация обратилась в управление с заявлениями о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0308002:3629, площадью 19278 кв. м., в собственность муниципального образования, поскольку на нем расположен объект, находящийся в муниципальной собственности.
Отвечая на обращения администрации, управление указало на несоразмерность площади (19278 кв. м.) испрашиваемого земельного участка, площади объекта муниципальной собственности (24 кв. м.).
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации N ДК-П9-3157 от 29.04.2014, NДК-П13-48пр от 01.04.2015, N ДК-П13-2752 от 24.04.2015, N ДК-П13-3131 от 12.05.2015, решениями аппарата Правительства Российской Федерации N П13-54484 от 31.10.2016 Росимуществу надлежит после завершения мероприятий по внесению изменений в документы по планировке территории и территориальному зонированию в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 NДК-П9-94 (пункты 2 и 3), от 15.11.2015 N ДК-П13-6138 (пункт 3) в месячный срок предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0308002:3629, 23:49:0308002:3633, 23:49:0000000:5616 АО "РЖДстрой" в аренду.
Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации N 1020/пр от 27.12.2016 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории, содержащий проект межевания территории) для размещения объекта: первый этап "Жилой квартал по ул. Тепличной в селе Раздольное Хостинского района города Сочи" олимпийского объекта "Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)".
Согласно проекту межевания земельный участок с кадастровым номером 23:49:0308002:3629 подлежит разделу, с учетом имеющегося объекта недвижимости муниципальной собственности.
На основании изложенного, управление указало на действия, которые администрация может совершить для устранения нарушений с целью последующего рассмотрения вопроса о передаче из федеральной в муниципальную собственность части земельного участка, необходимой для эксплуатации объекта.
Поскольку управление не отказало администрации в предоставлении земельного участка, то права и интересы муниципального образования, как собственника расположенного на нем объекта, не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения и не может быть отнесен к федеральной собственности, отклоняется судебной коллегией, поскольку право федеральной собственности в установленном законом порядке не оспорено.
В пункте 56 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Таким образом, в рамках настоящего спора суд не может предрешать вопрос о праве в порядке гл. 24 АПК РФ.
Выводы суда первой интонации о пропуске срока на оспаривание действий (бездействия) управления, которые судебная коллегия находит обоснованными, не нарушили права администрации на судебную защиту, поскольку суд рассмотрел заявление администрации по существу, мотивировав свое решение.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 по делу N А32-39768/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39768/2016
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, ТУ Росимущества в Краснодарском крае, ТУ ФАУГИ по КК
Третье лицо: АО "РЖД Строй", АО "РЖДСрой", АО "РЖДСтрой"