Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 января 2017 г. N Ф05-20252/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 ноября 2016 г. |
Дело N А40-239624/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кочешковой М.В., Румянцева П.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Крестецкий лесопромышленный комплекс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2016 по делу N А40-239624/15,
принятое судьей И.Н. Уточкиным,
по заявлению ООО "Крестецкий лесопромышленный комплекс"
к Министерству промышленности и торговли РФ
третьи лица: 1. Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области; 2. ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Кондрашова А.В. по дов. от 07.12.2015, Стафилов Э.С. по дов. от 07.12.2015; |
от заинтересованного лица: |
Кимлык И.С. по дов. от 24.12.2015; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Крестецкий лесопромышленный комплекс" обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением к Минпромторгу России об оспаривании решения, оформленного письмом N 46446/13 от 02.11.2015.
Решением от 16.05.2016 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав принятый судебный акт отсутствием нарушений требований действующего законодательства.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Третьи лица, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей организаций.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 заявитель обратился в Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (Комитет) с заявкой N 6/07 от 13.07.2011 на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" (Инвестиционный проект).
Приказом N 688 от 23.11.2011 Комитет утвердил заявку. В дальнейшем заявка была согласована письмом Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) N НК-10-27/1656 от 21.02.2012.
Приказом N 157 от 11.03.2012 Комитет утвердил заявку, после чего Инвестиционный проект был включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов (Перечень) Приказом Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг) от 23.03.2012 г. N 297.
В ходе реализации Инвестиционного проекта возникла необходимость внести в его концепцию изменения, улучшающие технико-экономические показатели, а именно, для полной загрузки проектируемых производственных мощностей из-за дефицита сырья были предоставлены дополнительные лесные участки, было запроектировано строительство собственной ТЭЦ, в целях углубления переработки березового сырья вместо его пиления было запланировано лущение для последующего производства фанеры, был увеличен объём вкладываемых инвестиций для приобретения собственной лесозаготовительной и специальной техники и создания лесозаготовительного подразделения внутри предприятия.
Приказом Минпромторга РФ от 16.12.2011 N 1755 был утверждён Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (далее - Порядок N 1755).
В соответствии с вышеуказанным Порядком N 1755 Заявитель подал заявку N 156/10 от 07.10.2013 г. на внесение изменений в Инвестиционный проект.
Комитет принял решение об утверждении заявки путём издания Приказа N 690 от 15.10.2013 о внесении изменений в ранее изданный Приказ от 11.03.2012 N 157.
Рослесхоз письмом N НК-10-27/13075 от 20.12.2013 согласовал заявку, после чего письмом N 19-3904 от 27.12.2013 Минпромторг согласовал изменения в Инвестиционный проект.
Как указывает заявитель, при дальнейшей реализации Инвестиционного проекта возникла необходимость внесения ряда важных изменений в концепцию. Было принято решение отказаться от планируемой ранее собственной генерации энергии, в связи с чем потребовалось в большем объёме изменить проектные решения и заново выполнить проект энергетической части комплекса.
Заявитель письмом от 28.11.2014 N 489/1/11 обратился в Комитет с заявкой о внесении изменений в Концепцию Инвестиционного проекта.
Приказом Комитета N 1063 от 11.12.2014 были внесены изменения в ранее изданный Приказ от 11.03.2012 N 157.
Письмом N МК-02-27/1837 от 26.02.2015 Рослесхоз согласовал заявку.
Письмом от 04.03.2015 г. N ЛХ-1059-И Комитет направил заявку по Инвестиционному проекту в Минпромторг России для внесения изменений в Перечень.
В соответствии с п. 7 Порядка N 1755 Минпромторг в течение 14 рабочих дней со для получения решения Комитета должен был принять решение по вопросу о внесении изменений в Перечень.
Между тем, Минпромторг своим N 13-640 от 13.02.2015 в адрес Администрации Новогородской области сообщил, что согласно отчёту на 31.12.2014 Инвестиционный проект реализуется заявителем со значительным отставанием от графика, предложил провести анализ реализации Инвестиционного проекта и представить подробный доклад с указанием причин отставания и отметил, что нарушение заявителем срока реализации Инвестиционного проекта более чем на один год является на основании п.19 Положения одним из оснований Комитету принять решение о направлении заявителю предписания об устранении нарушений в части отставания от графика реализации Инвестиционного проекта и по итогам выполнения предписания принять решение по Инвестиционному проекту.
При этом, как указал заявитель, в вышеуказанном письме не было указано ни одного нарушения заявителем графика реализации Инвестиционного проекта, а сам факт направления подобного письма является нарушением процедур, предусмотренных Положением. В свою очередь, Комитет своим письмом от 20.02.2015 N ЛХ-938-И на основании подпункта "д" п. 11 Положения неправомерно направил в адрес ООО "Крестецкий ЛПК" предписание об устранении допущенных нарушений при реализации Инвестиционного проекта, в то время как фактические основания для направления данного предписания отсутствовали вследствие того, что у заявителя не имелось нарушений сроков Инвестиционного проекта более чем на 1 год. Невыполнение сроков реализации по графику на 31.12.2014 не является основанием для направления предписания в связи с тем, что основания для инициирования процедуры исключения Инвестиционного проекта из Перечня могут возникнуть лишь после 01.01.2016, т.е. по истечении 1 года со дня завершения этапа, в котором допущено нарушение срока.
На письмо заявителя от 19.10.2015 N 546/10 Минпромторг РФ ответил оспариваемым письмом от 02.11.2015 N 46466/13, в котором указано, что согласно пункту 13 Положения основанием для отказа в утверждении заявки является ее несоответствие требованиям Положения, в том числе подпункту "а" пункта 7 Положения, где сказано, что заявитель должен документально подтвердить наличие собственных и (или) привлекаемых для реализации инвестиционного проекта средств в размере заявленных инвестиций.
Данное письмо заявитель считает незаконным, ссылаясь на то, что указанное в письме основание для отказа не указано в пункте 8 Порядка, содержащего исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании и утверждении заявки.
Пунктом 4 Положения установлено, что ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Приказом Минпромторга России от 23 марта 2012 г. N 297 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект Заявителя "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Пунктом 17 Положения предусмотрено, что инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации инвестиционного проекта.
Заинтересованный орган рассматривает отчет о ходе реализации инвестиционного проекта и представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства доклад о результатах его реализации.
Минпромторг России, рассмотрев доклад о результатах реализации инвестиционного проекта Заявителя "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области", руководствуясь пунктом 18 Положения, направил в адрес Администрации Новгородской области письмо с предложением в срок до 01 апреля 2015 г. провести анализ реализации указанного инвестиционного проекта и после его проведения представить подробный доклад, также указав, что в силу пункта 19 Положения нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год, является одним из оснований для принятия заинтересованным органом субъекта Российской Федерации решения о направлении предписания о необходимости устранения нарушений, в части отставания от графика реализации проекта (исх. N 13-640 от 13 февраля 2015 г.).
05.03.2015 в Минпромторг России поступило письмо Комитета от 04.03.2015 N ЛХ-1059-И о внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект заявителя.
В связи с чем, 08.04.2015 в Минпромторге России состоялось совещание у директора Департамента химико-технологического и лесопромышленного комплекса В.А. Потапкина по вопросу реализации приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" ООО "Крестецкий ЛПК", по итогам которого был составлен протокол от 08 апреля 2015 г. N ПВ-1724/13 (далее - Протокол N ПВ-1724/13).
Согласно разделу I Протокола N ПВ-1724/13 причиной отставания от графика реализации приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" стал отказ американской компании поставлять оборудование для реализации проекта.
Также стало известно, что во исполнение пункта 19 Положения Комитетом выдано предписание ООО "Крестецкий ЛПК" от 20.02.2015 N ЛХ-938-И о необходимости устранения нарушений при реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" в срок до 01.04.2015.
Согласно пункту 19 Положения в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В случае непредставления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации копии указанного предписания Министерство промышленности и торговли Российской Федерации вправе направить инвестору собственное предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Копия этого предписания направляется в заинтересованный орган субъекта Российской Федерации. Отчет о выполнении данного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации предписания инвестор направляет в заинтересованный орган.
В случае, если такие нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения такой информации.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
Следует отметить, что согласно подпункту "д" пункта 11 Положения, договор аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, должен содержать следующие основания для досрочного расторжения договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя:
* нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;
* невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
* нарушение предусмотренных графиком сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков;
* нарушение более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 17 Положения срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта;
- отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в течение 90 дней со дня его подписания.
Кроме того, по результатам проведения совещания заявителю было предложено представить в срок до 10.04.2015 разрешительную документацию на строительство ТЭЦ, договор поставки ТЭЦ и письмо об отказе в осуществлении поставки ТЭЦ.
Рассмотрев представленные обществом документы, Минпромторгом России сделаны следующие выводы:
* заявителем не представлено документального подтверждения наличия собственных и (или) заемных средств в размере заявленных инвестиций (5318,4 млн руб.), что в свою очередь не соответствует требованиям пункта 7 Положения. Представлено документальное подтверждение средств Заявителя только на 25 млн долларов США (эквивалентно 1 600 млн руб.). Таким образом, собственные средства ООО "Крестецкий ЛПК" обеспечивают только 30% от размера заявленных инвестиций. Заявка по привлечению заемных средств, для финансирования инвестиционного проекта, находится на рассмотрении в ГК "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк, банк) более полугода и решение по ней не принято;
* инвестирование в проект "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" осуществляется с отставанием от графика финансирования.
05.06.2015 в Минпромторг России поступило письмо Комитета от 26.05.2015 об отзыве до 31.12.2015 ранее выданного ООО "Крестецкий ЛПК" предписания от 20.02.2015 N ЛХ-938-И и о принятии Минпромторгом России решения по внесению изменений в приоритетный инвестиционный проект ООО "Крестецкий ЛПК" "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области".
16.10.2015 Минпромторгом России было проведено совещание у директора Департамента химико-технологического и лесопромышленного комплекса по вопросу реализации приоритетного инвестиционного проекта ООО "Крестецкий ЛПК" "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" (протокол N ПВ-4539/13), по итогам которого решено:
* Минпромторгу России направить в Прокуратуру Новгородской области запрос о проверке на законность отзыва Комитетом предписания, выданного ООО "Крестецкий ЛПК";
* ООО "Крестецкий ЛПК" представить документальное подтверждение наличия собственных и (или) привлекаемых для реализации инвестиционного проекта средств в размере заявленных инвестиций.
В этой связи, Минпромторг России направил в Прокуратуру Новгородской области письмо с просьбой проверить законность отзыва предписания, выданного ООО "Крестецкий ЛПК".
Прокуратурой Новгородской области проведена проверка доводов, изложенных в письме Минпромторга России от 29 октября 2015 г. N 45774/13, в результате которой установлен, что Комитетом в адрес заявителя не направлялась информация об отзыве предписания от 20.02.2015 N ЛХ-938-И, действие предписания не приостанавливалось; сроки, указанные в предписании не изменялись; предусмотренные Положением полномочия не применялись Комитетом, в связи с не поступлением из Минпромторга России информации о результатах рассмотрения направленных в марте 2015 г. изменений в приоритетный инвестиционный проект ООО "Крестецкий ЛПК" "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" (письмо Прокуратуры Новгородской области 17.12.2015 N 7-1155-2015.
Также, Минпромторгом России в адрес Внешэкономбанка направлено письмо от 13.11.2015 г. N КГ-49149/13 с просьбой сообщить о предоставлении Заявителю заемных средств, необходимых для реализации приоритетного инвестиционного проекта.
В ответ на вышеуказанное письмо Минпромторга России Внешэкономбанк сообщил, что 09.11.2015 в банке проведено совещание с представителями заявителя по обсуждению вопросов и замечаний Внешэкономбанка по представленным ООО "Крестецкий ЛПК" документам и финансовой модели приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" и, что после получения доработанного комплекта материалов банк, в установленные нормативные сроки, завершит предварительную экспертизу указанного инвестиционного проекта, в целях определения возможности участия в его финансировании.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Положения внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Приказом Минпромторга России от 16 декабря 2011 г. N 1755 "О Порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов" (зарегистрирован в Минюсте России 18 января 2012 г. N 22952) утвержден Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка основанием для внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект является решение заинтересованного органа, указанного в пункте 5 Положения (далее - заинтересованный орган), об утверждении заявки организации на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект (далее - заявка).
Заявка подается организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, в соответствующий заинтересованный орган.
Пунктом 6 Порядка определено, что заинтересованный орган в течение 30 календарных дней со дня приема заявки, а в случае реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в течение 45 календарных дней, принимает решение об утверждении заявки или решение об отказе в утверждении заявки.
В силу пункта 7 Порядка Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа принимает решение о внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Пунктом 13 Положения установлено, что основанием для отказа в утверждении заявки является ее несоответствие требованиям Положения, а также требованиям методических указаний, предусмотренных пунктом 9 Положения.
Согласно подпункту "а" пункта 7 Положения заявитель (инвестор) должен документально подтвердить наличие собственных и (или) привлекаемых для реализации инвестиционного проекта средств в размере заявленных инвестиций.
19.10.2015 в Минпромторг России поступило письмо Заявителя от 19.10.2015 N 546/10 об утверждении заявки ООО "Крестецкий ЛПК" на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области".
Минпромторг России, рассмотрев вышеуказанное обращение ООО "Крестецкий ЛПК", направил в адрес заявителя ответ по существу поставленных вопросов.
Таким образом, при наличии выданного Комитетом заявителю предписания от 20.02.2015, а также при отсутствии документов, подтверждающих наличие у ООО "Крестецкий ЛПК" собственных и (или) заемных средств в размере заявленных инвестиций, Минпромторг России не имел законных оснований для принятия положительного решения по внесению изменений в инвестиционный проект ООО "Крестецкий ЛПК" "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области".
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Кроме того, данные доводы были предметом оценки Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-14358/2016.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.05.2016 по делу N А40-239624/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-239624/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 января 2017 г. N Ф05-20252/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Крестецкий лесопромышленный комплекс"
Ответчик: Министерство промышленности и торговли РФ
Третье лицо: ВНЕШЭКОНОМБАНК, ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области