г. Москва |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А41-24620/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя, ООО "СЦ "ЭНЕРГИЯ": Чугунов Е.А. по доверенности от 14.12.16 б/н;
от заинтересованного лица, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Переплетова К.Ю. по доверенности от 02.12.15 N Д107-622;
от 3-их лиц, ООО "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ", Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СЦ "ЭНЕРГИЯ" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2016 года по делу N А41-24620/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению ООО "СЦ "ЭНЕРГИЯ" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, изложенный в письме от 17.03.2016 N МФ/11- 1885 незаконным, как не соответствующим Земельному кодексу РФ и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области утвердить схему расположения земельного участка в заявленных границах,
третьи лица: 1) Общество с ограниченной ответственностью "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ", 2) Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Энергия" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ, ТУ Росимущества, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
- признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, изложенный в письме от 17.03.2016 N МФ/11-1885, незаконным, как не соответствующим Земельному кодексу РФ;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области утвердить схему расположения земельного участка в заявленных границах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2016 года по делу N А41-24620/16 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "СЦ "ЭНЕРГИЯ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно заявлению, ООО "СЦ "Энергия" является собственником трансформаторной подстанции по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п.Андреевка, рп. Андреевка, ТП 1458 с КН 50:09:0070101:12244, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 01.10.2014.
В феврале 2016 года общество обратилось в ТУ ФАУГИ в Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 57 кв.м. в квартале 50:09:00101, на котором расположена трансформаторная подстанция, с целью его выкупа.
Испрашиваемый обществом земельный участок является частью земельного участка с КН 50:09:0070101:238 площадью 9040 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д.Андреевка, Андреевский с.о. Письмом от 17.03.2016 ТУ ФАУГИ отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав на несоответствие заявления и приложенных к нему документов требованиям ст.ст. 39.15 ч.2 и 11.10 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктами 2, 4 ст. 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в составе существующего земельного участка с КН 50:09:0070101:238 площадью 9040 кв.м., местоположением Солнечногорский район, пос. Андреевка, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под строительство многоэтажных жилых домов".
В соответствии с кадастровым планом, Постановлением Главы Солнечногорского района N 1618 от 02.06.2003, указанный участок образован под строительство десятиэтажных жилых домов в д.Андреевка в целях выполнения инвестиционного контракта на строительство объектов недвижимости жилищного назначения в пос. Андреевка от 07.08.2002, и для предоставления в аренду МУП "Стройинвест-Солнечногорск" (л.д.134, 141 т.2).
Земельный участок с КН 50:09:0070101:238 был предоставлен в аренду МУП "Стройинвест-Солнечногорск" по договору аренды от 24.06.2003 N 516.
В своих пояснениях к заявленным требованиям ООО "СЦ "Энергия" указало, что срок договора аренды земельного участка с КН 50:09:0070101:238 окончился 30 июня 2014 года (срок установлен допсоглашением N 6 от 02.11.2009 к договору).
Кроме того, строительство последнего жилого дома - корпус 7 - на указанном участке завершено 10.09.2012, что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию N RU50531101-18, квартиры реализованы по договорам участия в долевом строительстве участникам долевого строительства по актам приема-передачи, первые собственники зарегистрировали права на квартиры в декабре 2012 года.
В решении суда от 02.02.2015 по делу N А41-62448/14 отмечено, что арендные отношения по договору аренды N 516 от 24.06.2003 прекратились 15.12.2012.
В решении от 02.02.2015 по делу N А41-62448/14 Арбитражный суд Московской области указал следующее: "В ходе судебного разбирательства Комитет по управлению имуществом признал, что в связи с имеющимися данными о регистрации 15.12.2012 первым лицом права собственности на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Московской области, Солнечногорский район, поселок Андреевка, корпус 7 (адрес строительный), дом 44, с 15.12.2012 возникло право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе и на земельный участок, в связи с чем прекратилась обязанность общества "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ" по уплате арендных платежей перед арендодателем - Комитетом по управлению имуществом.".
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, земля, на которую претендует заявитель, не находится ни в собственности Российской Федерации, ни в неразграниченной государственной собственности, а принадлежит на праве общей долевой собственности собственниками помещений многоквартирного жилого дома (ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ").
Нормы статей 39.1, 39.2, 39.14, 39.15, 39.16 ЗК РФ регулируют порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок, на который претендует заявитель, не находится в государственной или муниципальной собственности, следовательно, данные нормы к настоящим правоотношениям не применяются.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
В силу п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу, что заявитель, обращаясь к уполномоченному государственному органу за предварительным согласованием предоставления земельного участка, избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на земельном участке находятся объекты капитального строительства и все эти объекты являются собственностью ООО "СЦ "Энергия", не свидетельствует о том, что спорный земельный участок находится в государственной собственности, с учетом выводов арбитражного суда по делу N А41-62448/14, имеющим в силу ст. 16 АПК РФ обязательность для органов государственной власти, юридических лиц, право общей долевой собственности в судебном порядке не оспорено, таким образом, оснований считать его отсутствующим у суда не имеется.
В связи с чем, ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что согласно выписке из ЕГРП, собственником земельного участка является Российская Федерация, так же подлежит отклонению, при этом заявитель или заинтересованное лицо, не лишены права обратиться с соответствующим иском, если считают, что их права нарушены в порядке искового производства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ссылка суда первой инстанции на решение суда по делу N А41-62448/14 в порядке ст. 69 АПК РФ является неправомерным, так как не имеет преюдициального значения, является обоснованным, однако как было указано выше, такой судебный акт является обязательным в силу ст. 16 АПК РФ.
Таким образом, выводы заявителя апелляционной жалобы о неверности выводов суда первой инстанции о необходимости всего земельного участка для эксплуатации и обслуживания жилого дома, которые по мнению заявителя повлекли за собой не исследованность вопроса о том, какой размер земельного участка действительно необходим для эксплуатации и обслуживания жилого дома, подлежат отклонению, учитывая изложенное, в связи с тем, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2016 года по делу N А41-24620/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24620/2016
Истец: ООО "СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР "ЭНЕРГИЯ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ