Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
Тула |
|
10 ноября 2016 г. |
Дело N А54-6067/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Порт Рязань" (г. Рязань, ОГРН 1026201264363, ИНН 6231031487), заинтересованного лица - министерства природопользования и экологии Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1086234009916, ИНН 6234058663), третьего лица - Московско-окского бассейнового водного управления в лице отдела водных ресурсов Московско-окского БВУ по Рязанской области (г. Москва, ОГРН 1037739275617, ИНН 7733012419), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2016 по делу N А54-6067/2015 (судья Ушакова И.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Порт Рязань" (далее - общество, заявитель, ООО "Порт Рязань") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства природопользования и экологии Рязанской области (далее - министерство) по отказу в предоставление лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых - песков строительных по участку недр местного значения - "Усть-Пронский", в русле р. Ока, 609-612 км судового хода и "Малевский Русловой" в русле р. Ока. 420-424 км судового хода, оформленные письмом от 30.07.2015 N ИА19-4168, о возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления на бесконкурсной основе по основаниям абзаца 6 пункта 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензий на право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых - песков строительных по участку недр местного значения - "Усть-Пронский", в русле р. Ока, 609-612 км судового хода и участку "Малевский Русловой" в русле р. Ока. 420-424 км судового хода (с учетом уточнения, заявленного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 13.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Московско-окское бассейновое водное управление в лице отдела водных ресурсов Московско-окского БВУ по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2016 заявленные требования удовлетворены частично, действия министерства по отказу ООО "Порт Рязань" в предоставлении лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых - песков строительных по участку недр местного значения - "Усть-Пронский" в русле р. Ока, 609-612 км судового хода и "Малевский Русловой" в русле р. Ока, 420-424 км судового хода, оформленные письмом от 30.07.2015 N ИА19-4168, признаны незаконными. В удовлетворении требования о возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления ООО "Порт Рязань" на бесконкурсной основе по основаниям абзаца 6 пункта 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензий на право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых - песков строительных по участку недр местного значения - "Усть-Пронский" в русле р. Ока, 609-612 км судового хода и участку "Малевский Русловой" в русле р. Ока, 420-424 км судового хода, отказано.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указывает на то, что надлежаще оформленной заявки с приложением всех необходимых документов, предусмотренных законом, ООО "Порт Рязань" не представлено.
Кроме того, министерство считает, что законом не предусмотрена необходимость заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса предоставления права пользования участком недр местного значения на бесконкурсной основе.
Московско-Окское бассейновое водной управление в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что письмом от 01.08.2014 N 01-06/408-1 рекомендовало субъектам Российской Федерации приостановить выдачу разрешительной документации на разведку и добычу песчано-гравийной смеси из русла р. Оки на период до улучшения водохозяйственной обстановки.
ООО "Порт Рязань" отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от Московско-окского бассейнового водного управления в лице отдела водных ресурсов Московско-окского БВУ по Рязанской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Порт Рязани" 03.07.2015 обратилось в министерство с заявкой о выдаче лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых - песков строительных по участку недр местного значения - "Усть-Пронский", в русле р. Ока, 609-612 км судового хода и "Малевский Русловой" в русле р. Ока. 420-424 км судового хода. Документы к заявке не прилагались.
Письмом от 30.07.2015 N ИА19-4168 министерство сообщило, что вопрос о предоставлении в пользовании недр может быть решен положительно в перспективе, после улучшения водохозяйственной обстановки на р. Оке, в связи с тем, что Московско-Окское бассейновое водной управление письмом от 01.08.2014 N 01-06/408-1 рекомендовало субъектам Российской Федерации приостановить выдачу разрешительной документации на разведку и добычу песчано-гравийной смеси из русла р. Оки на период до улучшения водохозяйственной обстановки.
Не согласившись с таким отказом, ООО "Порт Рязань" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Пунктом 6 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации определено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 15 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.
В силу части 1 статьи 52 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.
Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона N 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
В соответствии с абзацем 6 пункта 6 статьи 10.1 Закона N 2395-1 основаниями возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 09.07.2008 N 134, уполномоченным органом в сфере регулирования отношений недропользования на территории Рязанской области в соответствии является министерство природопользования и экологии Рязанской области.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 24.03.2014 N 109-р утвержден Перечень участков недр местного значения на территории Рязанской области. В данный перечень входят рассматриваемые участки недр, а именно "Усть-Пронский" в русле р. Ока, 609-612 км судового хода и "Малеевский Русловой" в русле р. Ока 420-424 км судового хода.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона N 2395-1 уполномоченный орган устанавливает порядок пользования участками недр местного значения.
На момент возникновения отношений по предоставлению права пользования участком недр местного значения действовал (до 19.11.2015) Порядок оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденный постановлением Правительства Рязанской области от 26.01.2005 N 14 (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка предусмотрено определить министерство природопользования и экологии Рязанской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Рязанской области в сфере регулирования комплекса отношений, возникающих на территории Рязанской области в процессе пользования недрами участков недр местного значения для их геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2.3 данного Порядка субъект предпринимательской деятельности, которому в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлено право пользования участком недр на бесконкурсной основе (далее - заявитель), должен подать в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Рязанской области заявку на получение лицензии (далее - заявка) и соответствующий комплект документов в соответствии с приложением N 1 к данному Порядку.
Согласно пунктом 1 указанного приложения заявителем для получения лицензии на пользование участками недр местного значения независимо от вида пользования недрами представляются следующие документы:
сведения об объекте лицензирования (пояснительная записка);
сведения о квалификации руководящего состава и инженерно-технических работников заявителя (таблица 1) с приложением копий документов о наличии экологической подготовки и аттестации по промышленной безопасности, а также документы, подтверждающие наличие у заявителя необходимых технических средств, или заверенные в установленном порядке копии договоров с организациями, имеющими соответствующее оборудование и квалифицированных специалистов;
нотариально заверенная копия устава, учредительных документов юридического лица;
выписка из реестра акционеров заявителя (для акционерных обществ);
заверенная копия решения уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации или доверенность, выданная в установленном порядке;
документальные данные о наличии у заявителя собственных средств, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (справки из банковских учреждений о состоянии расчетов заявителя) или документальные данные о наличии привлеченных средств (договоры займа, договоры кредита), или банковские и иные гарантии на получение таких средств;
обзорный план с обозначением участка недр масштаба не мельче 1:100000 с нанесенными угловыми точками участка и ведомость географических координат.
Доказательств представления в министерство указанных документов при обращении с письмом от 03.07.2015 в материалы дела не представлено.
Утверждение заявителя о том, что все необходимые документы для предоставления права пользования недрами имелись в распоряжении министерства, так как ранее обществом они представлялись для получения других лицензий, справедливо признано судом первой инстанции необоснованным, поскольку Порядком предусмотрено представление документов при обращении с заявлением по вопросу представления лицензии.
Согласно пункту 2.10 Порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения отказ в предоставлении лицензии может последовать в следующих случаях:
- заявка с соответствующим комплектом документов не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством и настоящим Порядком;
- заявитель представил о себе недостоверные или искаженные сведения;
- если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного ведения работ.
Поскольку рекомендации приостановить выдачу разрешительной документации на разведку и добычу песчано-гравийной смеси на период до улучшения водохозяйственной обстановки не указаны в качестве основания для отказа в выдаче лицензии, в связи с этим суд первой инстанции правомерно заключил, что оспариваемый отказ со ссылкой на рекомендации не соответствует требованиям закона и подлежит признанию незаконным.
Вместе с тем заявленные требования в части возложения на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления обществу на бесконкурсной основе по основаниям абзац 6 пункта 6 статьи 10.1 Закона N 2395-1 лицензий на право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых - песков строительных по участку недр местного значения - "Усть-Пронский", в русле р. Ока, 609-612 км судового хода и участку "Малевский Русловой" в русле р. Ока. 420-424 км судового хода правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку общество обратилось в министерство с заявлением без приложения установленного перечня документов, необходимых для рассмотрения заявления о выдаче лицензии.
Доводы апелляционной жалобы по существу решения выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность, отклоняются судебной коллегией в полном объеме по мотивам, приведенным выше.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2016 по делу N А54-6067/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6067/2015
Истец: ООО "ПОРТ РЯЗАНЬ"
Ответчик: министерство природопользования и экологии Рязанской области
Третье лицо: Московско-окское бассейновое водное управление, Отдел водных ресурсов Московско-окского БВУ по Рязанской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по Рязанской области