Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А72-10326/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.12.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2016 по делу N А72-10326/2016 (судья Корастелев В.А.), принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, г.Барыш Ульяновской области, к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, г.Барыш Ульяновской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида N 3 "Аленушка" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ИНН 7301000889, ОГРН 1027300515483), г.Барыш Ульяновской области,
об оспаривании бездействия,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - Управление финансов), выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника, и об обязании Управления финансов приостановить операции по всем лицевым счетам, включая счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа от 30.11.2015 серии ФС N 006645754.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 3 "Аленушка" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - Детский сад).
Решением от 23.09.2016 по делу N А72-10326/2016 Арбитражный суд Ульяновской области признал незаконным бездействие Управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по лицевым счетам должника - Детского сада, и обязал Управление финансов приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 30.11.2015 серии ФС N 006645754 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Детского сада, включая лицевые счета своих структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
Управление финансов в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Пенсионный фонд и Детский сад отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В соответствии со ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, решением от 10.11.2015 по делу N А72-12894/2015 Арбитражный суд Ульяновской области взыскал с Детского сада в пользу Пенсионного фонда задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени.
На основании решения Арбитражный суд Ульяновской области выдал исполнительный лист от 30.11.2015 серии ФС N 006645754.
Заявление Пенсионного фонда от 18.12.2015 N 607 о направлении указанного исполнительного листа для исполнения Управление финансов получило 15.01.2016, о чем свидетельствует отметка на заявлении.
Поскольку в сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Управление финансов судебный акт не исполнило, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Пенсионного фонда, обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" указано, что право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст.16 АПК РФ).
Из ЕГРЮЛ и Устава следует, что Детский сад является муниципальным бюджетным учреждением.
Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном ч.20 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
Согласно п.7 ч.20 ст.30 Закона N 83-ФЗ бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, ст.30 Закона N 83-ФЗ предусматривает аналогичный ст.242.5 БК РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
В силу п.5 ст.242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1.1 Положения "Об Управлении финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Барышский район" от 23.12.2009 N 20/128, Управление финансов, являясь органом местного самоуправления Барышского района, обеспечивает проведение финансовой политики, осуществляет управление в сфере финансов и налоговой политики, бюджетного процесса в Барышском районе, исполнение районного бюджета и консолидированного бюджета района, контроль за соблюдением бюджетного законодательства распорядителями и получателями средств местного бюджета и другими участниками бюджетного процесса, координирует деятельность специалистов по финансовым вопросам городских и сельских поселений.
Следовательно, именно на Управление финансов возложена обязанность по исполнению исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Ульяновской области по делу N А72-12894/2015.
Материалами дела подтверждается, что предъявленный к исполнению исполнительный лист не возвращен Пенсионному фонду в установленный срок, то есть был принят Управлением финансов к исполнению, при этом должник по исполнительному листу в трехмесячный срок не исполнил в полном объеме свое обязательство; а Управление финансов, в свою очередь, по истечении трехмесячного периода не приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный, судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Как верно указал суд первой инстанции, вопреки ст.242.5 БК РФ, ст.ст.65 и 200 АПК РФ, Управление финансов не доказало принятие им всех предусмотренных законом действий, направленных на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного, а также учитывая, что исполнительный документ не исполнен, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Пенсионного фонда.
Бездействие Управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - Детского сада, не соответствует требованиям действующего бюджетного законодательства и нарушает права и законные интересы Пенсионного фонда в его экономической деятельности, связанной, в частности, с обязанностью своевременного пополнения средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2016 года по делу N А72-10326/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10326/2016
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: МУ "Управление финансов МО "Барышский район" Ульяновской области, МУ Управление финансов МО Барышский район Ульяновской области
Третье лицо: МДОУ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА N3 "АЛЁНУШКА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МДОУ Детский сад общеразвивающего типа N3 "Алёнушка" МО "Барышский район" Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15657/16