город Ростов-на-Дону |
|
06 октября 2016 г. |
дело N А32-3578/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Невретдиновым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2016 по делу N А32-3578/2016 (судья Корейво Е.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края; Администрации Кировского сельского поселения Славянского района Краснодарского края, об обязании передать земельный участок,
при участии представителей: от истца - Кузнецов А.С. (доверенность от 18.03.2016);
от ответчиков: от Администрации Кировского сельского поселения Славянского района Краснодарского края - не явились (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика), от Департамента имущественных отношений Краснодарского края - о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская"с учетом уточнения в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмета заявленных требований обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края передать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:27:0000000:1265 площадью 2730000 м2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Славянский район, от ориентира ЗАО "Новопокровское", расположенного в границах участка, в собственность муниципального образования Кировское сельское поселение в составе муниципального образования Славянский район; обязать муниципальное образование Кировское сельское поселение в составе муниципального образования Славянский район передать земельный участок в собственность истцу по цене не более 15 процентов его кадастровой стоимости.
Требования мотивированы тем, что истец, как сельскохозяйственная организация имеет право приобретения из муниципальной собственности используемого им земельного участка без проведения торгов по цене, указанной в п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края о 03.08.2016 в заявленных требованиях отказано. Решение мотивировано тем, что истец в качестве самостоятельных исковых требований фактически просит предоставить ему государственную услугу по выкупу земельного участка, одновременно передав для этих целей земельный участок из одного уровня собственности в другой, то есть, обращение в суд фактически направлено на обход административного порядка.
Общество с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края приобрел права на невостребованные земельные доли (в счет которых впоследствии был выделен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:27:0000000:1265 площадью 2730000 м2) на основаниях, предусмотренных п. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон об обороте). При этом не исполнил свою обязанность, установленную п. 5.1. ст. 10 Закона об обороте - не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права собственности на выделенный земельный участок опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных п. 5.1. ст. 10 Закона об обороте, тем самым лишив ООО "Зерновая компания "Новопетровская" возможности приобрести права на земельный участок в административном порядке.
Суд не принял во внимание изложенную в отзыве на заявление позицию Департамента имущественных отношений Краснодарского края по вопросу предоставления спорного земельного участка в собственность ООО "Зерновая компания "Новопетровская", согласно которой у Департамента имущественных отношений Краснодарского края отсутствует обязанность передачи земельного участка использующей его организации в соответствии с п. 5.1. ст. 10 Закона об обороте. Обращение ООО "Зерновая компания "Новопетровская" в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставление в собственность земельного участка изначально не имеет смысла, поэтому истец обратился в суд не с целью обойти административный порядок приобретения прав на земельный участок и возложить на суд обязанности административного органа, а с целью понуждения Департамента имущественных отношений Краснодарского края исполнить обязанности, предусмотренные п. 5.1. ст. 10 Закона об обороте.
В суд поступило ходатайство администрации Кировского сельского поселения, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя, против удовлетворения жалобы не возражает.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, на основании решения Славянского районного суда Краснодарского края от 24 мая 2012 года по делу N 2-5/2012 признано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на 2730000/17555100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:27:0601000:504.
Впоследствии, в результате выделения в натуре вышеуказанной земельной доли зарегистрировано право субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:27:0000000:1265 площадью 2730000 м2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Славянский район, от ориентира ЗАО "Новопокровское", расположенного в границах участка (запись регистрации от 3 февраля 2015 года N 23-23/016-23/001/603/2015-230/1).
В результате обследования вышеуказанного земельного участка (акт N 1 от 28 декабря 2015 года) установлен факт его использования истцом без надлежаще оформленных документов.
Полагая, что самого факта землепользования достаточно для судебного понуждения ответчиков безвозмездно передать земельный участок из государственной собственности в муниципальную, а затем - реализовать земельный участок истцу, общество с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская" обратилось в арбитражный суд.
Согласно абзацу 5 пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 101-ФЗ в Закон N 101-ФЗ (в редакции от 29.10.2010) субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, образованный из невостребованных земельных долей.
С 1 июля 2011 года Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ в Закон N 101-ФЗ введена статья 12.1 "Невостребованные земельные доли". Пунктом 8 данной статьи установлено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Согласно пункту 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, также введенному в действие Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ и вступившему в силу с 1 июля 2011 года, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Реализация процедур по признанию органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом N 101-ФЗ порядке невостребованными, и по отчуждению земельных долей, на которые возникло право муниципальной собственности, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 и статьей 12.1 Закона N 101-ФЗ, предшествующих выделу земельного участка в счет находящихся в муниципальной собственности земельной доли или земельных долей, материалами дела не подтверждена.
Доводы жалобы о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края не исполнил свою обязанность, установленную п. 5.1. ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права собственности на выделенный земельный участок опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных п. 5.1. ст. 10 Закона об обороте, тем самым лишив ООО "Зерновая компания "Новопетровская" возможности приобрести права на земельный участок в административном порядке, не могут быть приняты во внимание, т.к. такой обязанности у Департамента имущественных отношений Краснодарского края не возникло. В соответствии с указанной нормой закона такая обязанность возникает у органа местного самоуправления муниципального образования в тех случаях, когда в их собственности оказывается земельный участок сельскохозяйственного назначения. В данном же случае земельный участок находится не в муниципальной собственности, а в собственности субъекта Федерации.
В частности, Земельным кодексом Российской Федерации регламентировано, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и федеральными законами (статья 16), при этом не исключается безвозмездная передача земли, находящейся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития (пункт 3 статьи 19).
Волеизъявление муниципального образования на приобретение права собственности в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 19 ЗК РФ, а также в данного Федерального закона N 122-ФЗ не усматривается. Исковое требование в данной части заявлено ненадлежащим истцом, что является основанием для отказа.
Судом первой инстанции установлено, что истец с заявлением о предоставлении земельного участка ни к муниципальному образованию, ни к Департаменту не обращался, при этом на стадии принятия заявления к производству суд первой инстанции предлагал истцу уточнить субъектный состав спора, либо предмет заявленных требований для целей определения избранного способа защиты нарушенного права в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истец указал, что в данном случае считает невозможным обращение в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как отсутствует подлежащий оспариванию конкретный ненормативный акт. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что считает такое обращение бессмысленным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец в качестве самостоятельных исковых требований фактически просит предоставить ему государственную услугу по выкупу земельного участка, одновременно передав для этих целей земельный участок из одного уровня собственности в другой, в то время как арбитражный суд не вправе подменять функции административных органов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела полно и всесторонне рассмотрел все доказательства, представленные в деле, дал им соответствующую оценку, что и отразил в мотивировочной части обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2016 по делу N А32-3578/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3578/2016
Истец: ООО "Зерновая компания "Новопетровская", ООО "Зерновая компания "Новопетровская"
Ответчик: Администрация Кировского сельского поселения Славянского района Краснодарского края, Департамент имушественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Муниципальное образование Кировское сельское поселение