Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2016 г. N 18АП-10907/16
г. Челябинск |
|
16 сентября 2016 г. |
Дело N А47-551/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Районного отдела образования местной администрации Кваркенского района на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 июля 2016 г. по делу N А47-551/2016 (судья Сердюк Т.В.).
В судебном заседании приняли участие представитель Управления федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - Гайсина И.Г. (доверенность N 134 от 12.01.2016);
Районный отдел образования местной администрации Кваркенского района (далее - заявитель, Районный отдел образования) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее -Управление ФАС по Оренбургской области, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 30.12.2015 по делу N 06-05-55/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование Кваркенский район Оренбургской области, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" (далее - МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок", детский сад).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.07.2016 (резолютивная часть объявлена 01.07.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Районный отдел образования с принятым судебным актом не согласился, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Районный отдел образования не ограничивает конкуренцию, поскольку не является субъектом правоотношений по капитальному ремонту здания детского сада. Под действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" отдел образования, являющееся казенным учреждением, не подпадает. Действующее законодательство не возлагает на Районный отдел образования обязанность самостоятельно определять подрядчика для проведения капитального ремонта зданий, переданных муниципальным учреждениям в оперативное управление.
В рамках принятого Положения о закупках товаров, работ и услуг МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" имеет право заключить договор с единственным поставщиком. Законодательством предусмотрена возможность предоставления субсидий автономным учреждениям на иные цели. При этом перечень таких целей в Бюджетном кодексе Российской Федерации не определен.
Предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения капитального ремонта здания детского сада осуществлялось в рамках требований, предусмотренным действующим бюджетным законодательством. В материалах дел отсутствуют доказательства, подтверждающий факт выбора подрядчика Районным отделом образования.
Полагает, что учредитель вправе предоставить субсидию автономному учреждению на проведение капитального ремонта здания, находящегося в оперативном управлении. В связи с чем в действиях заявителя отсутствуют нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
До начала судебного заседания от Управления ФАС по Оренбургской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган против доводов жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились, от Районного отдела образования и МАДОУ Кваркенский детский сад N 1"Колосок" поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы отсутствие их представителей. С учетом мнения представителя антимонопольного органа в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 09.01.2014 между Районным отделом образования (учредитель) и МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" (учреждение) заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения услуг) и на иные цели (т.1, л.д. 102/оборот-104).
Согласно пункту 1 данного соглашения предметом является определение порядка и условий предоставления учредителем учреждению субсидии бюджета муниципального района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
28.02.2014 заключен договор на выполнение работ по ремонту помещения между МАДОУ "Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" (заказчик) и ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй - Бетон" (подрядчик), в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить с соответствии с условиями договора капитальный ремонт здания детского сада по адресу: Оренбургская область, с. Кваркено, пер. Октябрьский,1 в соответствии с техническим заданием, локальным сметным расчетом, ведомостью объёмов работ, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, обеспечив выполнение работ в установленные в пункте 2.2 договора сроки (т.1, л.д. 34-39).
Цена договора составляет 42 590 043 руб. (субсидия предоставлена Министерством образования Оренбургской области на очередной 2014 год).
Дополнительным соглашением N 1 от 12.11.2014 к договору от 28.02.2014 N 1 изменена цена договора, которая составила 33 995 500 руб. Источник финансирования: федеральный бюджет - 16 816 000 руб., областной бюджет - 13 452 700 руб., муниципальный бюджет - 3 726 800 руб.
Согласно платежным поручениям от 02.06.2014 N 1; от 02.06.2014 N 2; от 05.11.2014 N5; от 18.12.2014 N13; от 19.12.2014 N22 МАДОУ детский сад N 1 "Колосок" перечислило ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй - Бетон" денежные средства в размере 33 995 500 руб. за капитальный ремонт здания сада (т.1, л.д. 29-3).
Актом сдачи в работу объекта передано здание детского сада для выполнения работ по капитальному строительству на основании договора N 1 от 28.02.2014 и согласно проектно - сметной документации. Начало производства работ - 28.02.2014. Окончание работ - не позднее10.08.2014 (т.1, л.д.121/оборот).
Между Министерством образования Оренбургской области и администрацией муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области 21.05.2014 заключено соглашение N 17-ДОУ-ФОБ в взаимодействии по реализации в 2014 г. субсидий из областного бюджета на выполнение мероприятий, направленных на повышение доступности дошкольных образовательных услуг и выполнение мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, источником которой являются средства из федерального бюджета (т.1, л.д.17-26).
Пунктом 1.3 соглашения установлено, что общий объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Кваркенского района составляет 33 205 800 руб.
14.11.2014 заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению N 17-ДОУ-ФОБ от 21.05.2014. В приложении N 1 к дополнительному соглашению указано, что на МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" в 2014 году выделена субсидия из федерального и областного бюджетов в размере 33 995 500 руб. (т.1, л.д.27-28).
В соответствии с платежными поручениями от 19.12.2014 N 230; от 16.12.2014 N430; от 26.05.2014 N 118 Министерство образования перечислило Администрации субсидии в рамках соглашения N 17-ДОУ-ФОБ от 21.05.2014 (т.1, л.д.101-102).
Согласно протоколу N 2 наблюдательного совета МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" от 20.02.2014 принято утвердительное решение по заключению договора на капитальный ремонт здания детского сада с ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй-Бетон" (т.1, л.д.84/оборот-85).
Как следует из протокола от 28.02.2014 N 3 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Кваркенского района в ходе визуального осмотра здания детского сада выявлены повреждения строительных конструкций стен, плов, система отопления не выдерживает нагрузки в отопительный период и обнаружены ее протечки, что может привести к термическим ожогам у детей. Таким образом, возникли обстоятельства непреодолимой силы, которые требуют незамедлительного принятия мер. В связи с чем, комиссия решила обязать заведующую МАДОУ незамедлительно заключить договор подряда на проведение ремонта здания детского сада (т.1, л.д.77).
Полагая, что в действиях Районного отдела образования, выразившихся в наделении полномочий муниципального заказчика МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок", имеются признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, Управлением ФАС по Оренбургской области вынесен приказ от 09.12.2015 N 237 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении заявителя (т.1, л.д. 91).
Рассмотрев указанное дело, Управление ФАС по Оренбургской области вынесло решение от 30.12.2015, которым Районный отдел образования признан нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ (т.1, л.д. 170-177).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении заявителем действующего антимонопольного законодательства, поскольку проведение ремонта здания детского сада является муниципальной нуждой, выбор подрядной организации для его проведения должен осуществляться с применением процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям наделять хозяйствующие субъекты функциями и правами указанных органов.
Для квалификации действий субъекта как совершенных с нарушением указанной нормы подлежит установлению факт наделения хозяйствующего субъекта функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.
Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Основанием для вынесения оспариваемого решения антимонопольного органа послужили факты наделения Районным отделом образования МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" правомочиями распоряжения бюджетными средствами посредством заключения гражданско-правовых договоров на осуществление капитального здания детского сада.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В силу части 7 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 4 Закона об автономных учреждениях предусмотрено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 названной статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
На основании пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, возможность передачи автономному учреждению (в данном случае - МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок") функции по решению вопросов местного значения в виде ремонта зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций (здание детского сада) указанными законами не предусмотрена.
Из материалов дела следует, что детский сад предъявлен к приемке в эксплуатацию после проведенного капитального ремонта, осуществленного на основании приказа начальника Кваркенского районного отдела образования от 09.09.2014 N 9/4. Ремонт осуществлен генеральным подрядчиком ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй - Бетон", выполнившим капитальный ремонт здания МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок".
В соответствии с актами о приемке выполненных работ за август 2014 N 7 от 06.08.2014; за май 2014 г. N 2 от 15.05.2014; за май 2014 г. N 3 от 15.05.2014; за май 2014 г. N 5 от 15.05.2014; за август 2014 г. N 6 от 06.08.2014; за август 2014 г. N 9 от 06.08.2014; за май 2014 г. N 4 от 15.05.2014; за август 2014 г. N 8 от 06.08.2014, заказчиком является МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок", подрядчиком ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй - Бетон", вид работ - капитальный ремонт детского сада.
На основании справок о стоимости выполненных работ и затрат от 15.05.2014 N 1; от 15.05.2014 N 2; от 06.08.2014 N 3; от 06.08.2014 N 5; от 06.08.2014 N 3 - заказчик - детский сад, подрядчик - ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй - Бетон", инвестор - областной бюджет, вид работ - капительный ремонт МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок".
Данные документы свидетельствуют о том, что капитальный ремонт детского сада выполнен хозяйствующим субъектом - ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй - Бетон" на основании договора N 1 от 28.02.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об автономных учреждениях имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).
В силу статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
В силу статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Пунктом 4 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Судом первой инстанции установлено отсутствие в данном случае оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком - ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй - Бетон".
Так, в соответствии с аналитическим отчетом ОАО "Оренбургэнергосбыт" по тепловизионному обследованию детского сада от 2013 г. в результате тепловизионного обследования здания были выявлены повышенные тепловые потери через створки окон, фундамент, стены, в области установки отопительных приборов, а также входные двери. Рекомендовано для уменьшения тепловых потерь провести регулировку фурнитуры пластиковых окон, установить теплоотражающую поверхность за радиаторами отопления, провести утепление фундамента.
Согласно техническому отчету ИП Иванова А.В. от 2014 г. по результатам визуально-инструментального обследования строительных конструкций крыши здания детского сада необходимо выполнение ремонта и восстановительных работ по усилению строительных ног, включая узлы опирания, восстановлению деревянных конструкций поврежденных огнем, полной замены покрытия, частичной замене обрешетки, обработки деревянных конструкций огнезащитными и биозащитными составами, а также выполнить кровлю металлического профилированного листа. При этом данный отчет не содержит информации об аварийном состоянии здания детского сада.
Соответственно, вышеуказанный на выполнение работ по ремонту помещений детского сада договор не может быть заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то есть без проведения конкурентных процедур.
Исходя из материалов дела, в 2014 г. МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" из федерального и областного бюджетов выделена субсидия в размере 33 995 500 руб. в целях выполнения мероприятий, направленных на повышение доступности дошкольных образовательных услуг и выполнение мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.
Целью такого финансирования (выделение субсидий) является исполнение полномочий органа местного самоуправления по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, то есть, обеспечение муниципальной нужды.
При этом предоставление субсидий на иные цели не может рассматриваться как предоставление субсидий на выполнение работ для муниципальных нужд, поскольку бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд и ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям относятся к различным самостоятельным видам бюджетных ассигнований.
В рассматриваемом случае содержание здания МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок", находящегося в его оперативном управлении и являющегося муниципальной собственностью, относится к полномочиям органа местного самоуправления, а потому ремонт этого здания относится к муниципальным нуждам, поскольку его финансирование обеспечено средствами местного бюджета и получателем конкретных услуг или работ является муниципальное образование.
При этом, как было указано выше, размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг, то есть определение исполнителей для муниципальных нужд, осуществляется путем проведения торгов.
Действующим законодательством установлен единый порядок размещения муниципальных заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своих результатом удовлетворение за счет бюджетных средств государственных и муниципальных потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно - уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению торгов.
При указанных обстоятельствах обеспечение функционирования образовательных учреждений (в данном случае ремонт здания детского сада) относится к вопросам местного значения, потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относящихся к муниципальным нуждам и должно удовлетворяться с соблюдением процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Несоблюдение указанного в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядка выполнения работ (оказания услуг) для муниципальных нужд и наделение МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" правомочиями распоряжения бюджетными средствами посредством заключения гражданско-правовых договоров на осуществление капитального здания детского сада является нарушением Федерального закона N 135-ФЗ в связи с исключением конкурентных процедур и отсутствием конкуренции среди хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Районным отделом образования фактически полномочия по размещению заказа по капитальному ремонту здания детского сада переданы хозяйствующему субъекту, что в свою очередь, повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В связи с чем хозяйствующие субъекты были лишены доступа на рынок по производству строительных работ в границах муниципального образования Кваркенский район.
В соответствии с Положением о Районном отделе образования администрации муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области, утвержденного постановлением главы района от 22.06.2011 N 442-п, в полномочия Районного отдела образования входит обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в связи с чем обязанность по отбору подрядчика для выполнения работ по капитальному ремонту здания детского сада лежит именно на заявителе. В связи с указанным подлежит отклонению довод апелляционной жалобы в данной части.
Также подлежит отклонению довод жалобы об отсутствии в материалах дел доказательств, подтверждающих факт выбора подрядчика Районным отделом образования.
В соответствии с протоколом наблюдательного совета МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" от 20.02.2014 N 2 принято утвердительное решение по заключению договора на капитальный ремонт здания детского сала с ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй-Бетон". При этом представитель Районного отдела образования посчитал нецелесообразным проведение конкурентных процедур вследствие отсутствия возможности получения экономии средств за счёт повышения конкуренции посредством проведения конкурентных закупок в связи с затратой времени. Следовательно, 20.04.2014 в присутствии представителя Районного отдела образования принято решение о заключении договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания детского сада с единственным подрядчиком - ООО "Строительно-коммерческая фирма "Строй-Бетон".
Довод апелляционной жалобы о том, что в рамках принятого Положения о закупках товаров, работ и услуг МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" имеет право заключить договор с единственным поставщиком, подлежит отклонению.
В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Следовательно, предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам.
Между тем из материалов дела следует, что капитальный ремонт здания детского сала является реализацией и удовлетворением муниципальных нужд.
В соответствии с уставом МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок", утвержденным приказом и.о. начальника Районного отдела образования от 17.03.2015 N 94, основной деятельностью является дошкольная образовательная деятельность. При этом проведение строительных работ не является основным видом деятельности учреждения.
Учредителем МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" муниципальное образование Кваркенский район, функции и полномочия учредителя осуществляет Районный отдел образования, собственником имущества является муниципальное образование Кваркенский район.
Таким образом, выполняя функции заказчика для собственных нужд, МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" фактически выполняет их для муниципальных нужд. В данном случае Районный отдел образования наделил МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" полномочиями по выполнению указанных функций, в связи с чем данные действия заявителя не соответствуют положениям действующего законодательства.
Действия Районного отдела образования свидетельствуют о создании им на момент заключения договора ремонта здания детского сада условий, позволяющих избежать публичной процедуры проведения торгов в целях определения подрядчика для ремонта указанного объекта. При этом договор на ремонт объекта заключен без проведения конкурентных процедур по выбору подрядчика.
Указанные выше действия Районного отдела образования свидетельствуют о наделении МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок" функцией муниципального заказчика на выполнение работ по ремонту здания детского сада, и соответственно, являются передачей функции по удовлетворению соответствующей муниципальной нужды органа местного самоуправления, что не соответствует части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Таким образом, решение Управления ФАС по Оренбургской области является правомерным и обоснованным, соответствует требованиям действующего законодательства. Совокупности условий для признания решения антимонопольного органа недействительным (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности) не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Районный отдел образования освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 июля 2016 г. по делу N А47-551/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Районного отдела образования местной администрации Кваркенского района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-551/2016
Истец: Районный отдел образования мкстной администрации кваркенского района
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Третье лицо: МАДОУ Кваркенский детский сад N 1 "Колосок", Муниципальное образование Кваркенский район Оренбургской области