г. Москва |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А41-31287/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Эй Ви Джи Груп" - извещено, представитель не явился,
от администрации городского округа Балашиха Московской области - Павлова И.В. (представителя по доверенности от 20.06.2016),
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства строительного комплекса Московской области - извещено, представитель не явился,
от комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эй Ви Джи Груп" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.08.2016 по делу N А41-31287/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эй Ви Джи Груп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным длящееся бездействие администрации, выражающееся в непринятии решения по заявлению общества (от 25.04.2016 исх. N 9) о предоставлении в аренду (с предварительным согласованием места размещения объекта) земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070502:364, площадью 0,0792 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Федурново, а также не установлении категории земельного участка и разрешенного использования земельного участка;
- обязать администрацию принять решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070502:364, площадью 0,0792 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Федурново, в аренду для строительства и размещения продовольственного рынка сроком на 49 лет и направить соответствующий договор аренды этого участка в адрес заявителя;
- обязать администрацию установить категорию земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070502:364 и вид разрешенного использования.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 18.05.2011 обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило рассмотреть возможность предоставления в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 0,07 га, расположенного у конечной остановки общественного транспорта в пос. МАРЗ, для обустройства продовольственного рынка.
По результатам рассмотрения данного обращения постановлением администрации от 10.12.2012 N 1704/5-ПА утверждена схема расположения земельного участка площадью 0,0792 га на кадастровом плане территории.
На основании утвержденной схемы расположения земельного участка сведения о земельном участке общей площадью 792 кв.м. внесены в государственный кадастр недвижимости и земельному участку присвоен кадастровый номер 50:15:0070502:364, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок от 27.12.2012.
В общественно-политической газете городского округа Балашиха "Факт" от 28.12.2012 N 100 (11936) размещено информирование населения о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,0792 га для строительства и размещения продовольственного рынка.
Постановлением администрации от 31.05.2013 N 752/5-А утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,0792 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Федурново, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства и размещения продовольственного рынка.
Общество 25.04.2016 обратилось к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду обществу.
В связи с тем, что в установленные сроки общество не получило ответ от администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции, действовавшей на момент обращения общества в администрацию, предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 2 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В силу положений пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
После поступления заявления о предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российско результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом в соответствии с положениями Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Таким образом, действующим в момент обращения заявителя в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, законодательством, предусматривалась определенная процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, соблюдение которой являлось обязательным при заключении договоров аренды земельных участков.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения заинтересованному лицу было возможно только в том случае, если земельный участок на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не стоял на государственном кадастровом учете и в отношении него необходимо было осуществить кадастровые работы на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утвержденного данным решением акта выбора земельного участка.
В том случае, если до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта сведения об испрашиваемом земельном участке уже содержались в государственном кадастре недвижимости, то предоставление указанного земельного участка в аренду было возможно только без предварительного согласования мест размещения объектов, то есть путем проведения торгов.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта (об утверждении акта выбора земельного участка) принято 31.05.2013, в то время, как сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 27.12.2012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070502:364 в аренду было возможно только путем проведения процедур, предусмотренных для предоставления земельного участка в аренду без предварительного согласования мест размещения объекта, на основании торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Однако, суд, рассматривая настоящие требования, обязан проверить наличие оснований для предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта и соблюдение процедуры предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, которые предусматривались Земельным кодексом в редакции, действующей до 01.03.2015.
В данном случае оснований для принятия администрацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах довод общества о том, что решение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта не оспорено и действует в полном объеме, не может быть принят как состоятельный. Ссылка общества в апелляционной жалобе на несущественный характер допущенного нарушения порядка предоставления земельного участка также отклоняется как не основанная на законе, который не выделяет существенные нарушения, а также незначительные нарушения такого порядке, которые позволяют предоставить испрашиваемый участок.
В связи с этим оснований для удовлетворения требований общества об обязании администрации принять решение о предоставлении общества указанного земельного участка в аренду для строительства и размещения продовольственного рынка сроком на 49 лет и направить соответствующий договор аренды этого участка в адрес общества, у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая то, что суду первой инстанции в материалы дела администрация представила ответ на обращение общества, датированный 25.05.2016 N 4026/2 (до подачи настоящего заявления в суд), в котором обществу отказывается в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, а также документы, подтверждающие, что ответ 31.05.2016 передан в МФЦ для передачи его обществу, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении требования о признания незаконным бездействия администрации.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на то, что администрация допустила бездействие по не рассмотрению заявления общества, отклоняется, поскольку общество не оспаривало такое бездействие администрации.
Общество оспорило бездействие администрации, выражающееся в непринятии решения по заявлению общества (от 25.04.2016 исх. N 9) о предоставлении в аренду (с предварительным согласованием места размещения объекта) земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070502:364.
Вопреки доводам общества приняла решение по заявлению общества было принято администрацией. При этом оснований для предоставления обществу названного земельного участка в силу приведенной аргументации у администрации не имелось
Также суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования общества об обязании администрации установить категорию и вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из постановления администрации от 31.05.2013 N 752/5-ПА следует, что при утверждении акта выбора земельного участка администрация указала, что земельный участок общей площадью 0,0792 га относится к категории земель: "земли населенных пунктов" и предназначен (вид разрешенного использования) "для строительства и размещения продовольственного рынка", то есть данным ненормативным правовым актом устанавливались как категория земельного участка, так и вид его разрешенного использования.
Отсутствие данных сведений в государственном кадастре недвижимости связано с тем, что как указывалось ранее, сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0070502:364 были внесены в государственный кадастр недвижимости ранее, чем было принято решение о предварительном согласовании места расположения земельного участка.
Таким образом, принятия дополнительного решения администрацией об установлении категории и вида разрешенного использования земельного участка в данном случае не требовалось.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.08.2016 по делу N А41-31287/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31287/2016
Истец: ООО "ЭЙ ВИ ДЖИ ГРУП "
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ