Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А55-11023/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.12.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2016 по делу N А55-11023/2016 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тевис" (ИНН 6320000561, ОГРН 1026301976601), г.Тольятти Самарской области, к Мэрии городского округа Тольятти, г.Тольятти Самарской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента финансов Мэрии городского округа Тольятти, г.Тольятти Самарской области,
об оспаривании постановления,
в судебном заседании приняли участие:
представитель открытого акционерного общества "Тевис" Банникова (Корельская) А.П. (доверенность от 11.01.2016 N 1),
представитель Мэрии городского округа Тольятти Чеботарева Л.О. (доверенность от 20.09.2016 N 7310/1),
в отсутствие представителей Департамента финансов Мэрии городского округа Тольятти, извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерного общества "Тевис" (далее - ОАО "Тевис", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 05.02.2016 N 312-п/1 "Об определении организации, уполномоченной содержать и обслуживать бесхозяйные сети водоснабжения и сети водоотведения городского округа Тольятти" в части включения: по сетям водоснабжения: ПКЗ, ул. Вокзальная (Упр. РЖД) 30 и 32, длина 200-м, диаметр 100 мм (пункт 85 таблицы 1 приложения к постановлению); по сооружениям бытовой канализации: ПКЗ, ул. Вокзальная, в районе дома N 32, "Канализационная насосная станция", количество - 1 (пункт 1 таблицы 4 приложения к постановлению); по сетям дождевой (ливневой) канализации: СпортЦентр и набережная, ливнеспуски на набережной Автозаводского района, лотки, 7565-м (пункт 45 таблицы 5 приложения к постановлению); перечень бесхозяйных проинвентаризированных подключений от дождеприемников (таблица 7 приложения к постановлению) и об обязании Мэрии городского округа Тольятти исключить из указанного постановления названные объекты.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент финансов Мэрии городского округа Тольятти.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2016 по делу N А55-11023/2016 указанные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Мэрия городского округа Тольятти просила отменить указанное судебное решение в части исключения из оспариваемого постановления перечня бесхозяйных проинвентаризированных подключений от дождеприемников (таблица 7 приложения к постановлению) и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в соответствующей части. По мнению Мэрии городского округа Тольятти в обжалованной части решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
ОАО "Тевис" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель Мэрии городского округа Тольятти поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель общества апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Департамента финансов Мэрии городского округа Тольятти, который был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалованной части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно постановлению Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 05.02.2016 N 312-п/1 "Об определении организации, уполномоченной содержать и обслуживать бесхозяйные сети водоснабжения и сети водоотведения городского округа Тольятти" обществу, как гарантирующей организации, оказывающей услуги подачи питьевой воды и прием сточных вод по сетям централизованных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с зонами деятельности, переданы для содержания и обслуживания, в частности, бесхозяйные проинвентаризированные подключения от дождеприемников (таблица 7 приложения к постановлению).
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал данное постановление Мэрии городского округа Тольятти в указанной части недействительным.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
Между тем по настоящему делу Мэрия городского округа Тольятти не доказала соответствие оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого постановления.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В пункте 3 статьи 3 Закона N 257-ФЗ указано, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Пунктом 6 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, что дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно разделу 1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения; все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3.1.11 ГОСТ Р 50597-93 дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008.
При этом согласно абзацу 11 раздела 1 ГОСТ Р 50597-93 установленные этим стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, а абзацем 12 раздела 1 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Ссылка в решении суда первой инстанции на указанные положения ГОСТ Р 50597-93 является правомерной.
Согласно пункту 3.89 Свода правил СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*" (утверждены Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266) дорожная конструкция представляет собой комплекс, включающий дорожную одежду и земляное полотно с дренажными, водоотводными, удерживающими и укрепительными конструктивными элементами.
В пункте 3.15 Свода правил СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" (утверждены Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272) указано, что водоотвод дорожный - комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном покрытии.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" предусмотрено, что при капитальном ремонте земляного полотна и системы водоотвода проводятся следующие работы: замена изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам и другим объектам) (абзац "б" подпункта 1 пункта 3); при ремонте земляного полотна и системы водоотвода проводятся следующие работы: восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации (абзац "б" подпункта 1 пункта 5); в состав работ по содержанию автомобильных дорог (по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода входят): поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов) (абзац "в" подпункта 1 пункта 6).
Согласно пункту 2.2 Приказа ФДС РФ от 12.08.1999 N 272 "Об утверждении "Нормативов потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог" (вместе с "Нормативами... ОДН 218.014-99") в весенне-летне-осенний период основными технологическими процессами при содержании дорог (по искусственным сооружениям) являются: очистка лотков и водопропускных труб от грязи, снега и льда, устранение мелких повреждений лотков и труб, включая оголовки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2 Технических правил ремонта и содержания городских дорог, утвержденных Приказом Роскоммунхоза от 24.12.1993 N 65, капитальный ремонт должен производиться комплексно по всем элементам дороги, а согласно пункту 3.3 этих Технических правил при капитальном ремонте городских дорог производится, в том числе, восстановление, переустройство существующей дождевой канализации с заменой труб, дождеприемных и смотровых колодцев, а также устройство новых водоотводных, осушительных канав (кюветов).
Вышеприведенные положения позволяют сделать вывод, о том, что дождеприемники и подключения от дождеприемников (как их составная часть) относятся к искусственным сооружениям, предназначенным для обеспечения отвода воды с поверхности дорожного покрытия, представляют собой систему трубопроводов, их каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод и является неотъемлемой, технологической частью автомобильной дороги, элементом дорожного водоотвода.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (апелляционное определение Московского областного суда от 28.05.2014 по делу N 33-8666/2014).
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Разделом II Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта мэрии городского округа Тольятти, утвержденного распоряжением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 17.01.2013 N 177-р/1, установлено, что основной целью деятельности Департамента является обеспечение реализации государственной и муниципальной политики в сферах дорожного хозяйства и транспорта, направленной на обеспечение надежного, эффективного их функционирования и развития на территории городского округа Тольятти; для достижения поставленной цели Департаменту необходимо решение, в том числе, задачи по организации обеспечения эффективного развития (строительство, реконструкция) и улучшению технического состояния (капитальный ремонт, ремонт, содержание) автомобильных дорог местного значения и транспортных инженерных сооружений в границах городского округа Тольятти.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 3.7 Правил благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденных постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 26.02.2013 N 543-п/1, уборку и содержание проезжей части дорог по всей ее ширине, площадей, улиц и проездов городской дорожной сети, а также набережных, мостов, путепроводов и эстакад производят специализированные организации в соответствии с муниципальным контрактом (муниципальным заданием для МБУ), отвечающие за содержание и уборку дорог в пределах территории городского округа. Содержание и ремонт дорог, находящихся в собственности хозяйствующих субъектов, осуществляют собственники дорог.
Пунктом 3.23 данных Правил предусмотрено, что решетки дождеприемных колодцев должны постоянно находиться в очищенном состоянии. В случае обильных осадков при возникновении подтоплений на проезжей части дорог ликвидация подтоплений производится специализированными организациями, осуществляющими деятельность, в соответствии с муниципальным контрактом (муниципальным заданием для МБУ), собственниками, владельцами дорог.
В соответствии с подпунктом "п" пункта 36 раздела III Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию" раздел "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" должен содержать: описание принятых способов отвода поверхностных вод, поступающих к земляному полотну; обоснование типов и конструктивных решений искусственных сооружений, в том числе труб; обоснование размеров отверстий искусственных сооружений, обеспечивающих пропуск воды; перечень искусственных сооружений с указанием их основных характеристик и параметров (количество, длина, расчетная схема, расходы сборного и монолитного железобетона, бетона, металла).
Таким образом, проектирование и строительство подключений от дождеприемников, как искусственных сооружений (элементов дорожного водоотвода), осуществляется одновременно с проектированием и строительством дороги и между этими сооружениями имеется технологическая связь.
Причем согласно акту от 01.01.2011N 24200-К на границу раздела по обслуживанию и ответственности за техническое состояние сетей канализации в Автозаводском районе г.о. Тольятти ответственность за обслуживание подключений от дождеприемников до смотрового колодца водостока несет Мэрия городского округа Тольятти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
При этом, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13 по делу N А76-24747/2011, отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания такого объекта бесхозяйным.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2015 по делу N А55-8585/2015, оставленным без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 и Арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2016, установлено, что обязанность Мэрии городского округа Тольятти по содержанию ливневой канализации подтверждается письмом ОАО "Тевис" от 01.08.2013 N 4653 и актом от 01.01.2011 N 24200-к.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2016 N 306-ЭС16-3844 по делу N А55-8585/2015 отказано в передаче кассационной жалобы на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что собственником подключений от дождеприемников, указанных в таблице N 7 приложения к оспариваемому постановлению, является Мэрия городского округа Тольятти.
Соответственно не имеется оснований для признания подключений от дождеприемников бесхозяйными и для возложения на ОАО "Тевис" (как на гарантирующую организацию по водоснабжению и водоотведению) обязанности по содержанию и обслуживанию элементов дороги (подключений от дождеприемников). В этой связи комплекс мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорожных конструкций, в том числе спорных подключений от дождеприемников, должен осуществляться Мэрией городского округа Тольятти как собственником данных объектов.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку Мэрии городского округа Тольятти в апелляционной жалобе на норму, не подлежащую применению в рассматриваемом случае, - на часть 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которой в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в обжалованной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Мэрией городского округа Тольятти в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2016 года по делу N А55-11023/2016 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11023/2016
Истец: ОАО "Тевис"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: Департамент финансов мэрии г.о. Тольятти, Департамент финансов Мэрии г.о. Тольятти Самарской области