Требование: о взыскании долга, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
06 октября 2016 г. |
Дело N А55-7166/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2016 года по делу N А55-7166/2016 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара (ОГРН 1126319008188, ИНН 6319165294), г.Самара,
к акционерному обществу "Челно-Вершинский машиностроительный завод" (ОГРН 1026303765839, ИНН 6385001612), г. Самара,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к акционерному обществу "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" (далее - общество, АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД") о взыскании финансовых санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 115 217 руб. 86 коп. (т.1 л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2016 по делу N А55-7166/2016 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" финансовые санкции за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 57 608 руб. 93 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (т.1 л.д.160-168).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит изменить решение суда первой инстанции в части уменьшения размера взысканных санкций и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме (т.2 л.д.4-5).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из ЕГРЮЛ до 18.01.2016 страхователь - АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" зарегистрирован по адресу: 446840, Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Челно-Вершины, ул. Заводская, 24.
С 18.01.2016 страхователь - АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" перерегистрировался по адресу: Кировского района городского округа Самара: 443109, г. Самара, Зубчаниновкое шоссе, д. 128/2 литер А А1 16, комната 58.
В связи с этим, 01.02.2016 в адрес Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара из Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Челно-Вершинский Самарской области поступило наблюдательное дело, страхователь - АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" поставлен на учет в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара, ему присвоен регистрационный номер - ПФР 077-002-117979.
Вместе с наблюдательным делом поступили так же материалы плановой выездной проверки в отношении плательщика страховых взносов - АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" для проведения дальнейших процедур взыскания в рамках Распоряжения Правления ПФР от 30.05.2011 N 194р, которым утвержден Порядок организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации при снятии с регистрационного учета и регистрации плательщиков страховых взносов в связи с изменением местонахождения (места жительства).
На основании решения начальника Управления ПФР в муниципальном районе Челно-Вершинский Самарской области от 23.03.2015 N 07705215ВР0001740 (т.1 л.д. 5) в отношении страхователя - АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" назначена и проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов, а также полноты и достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений о страховом стаже и заработке, доходе застрахованных лиц, за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверки отражены в акте от 15.07.2015 N 077 052 15 АВ 0000002 "Выездной проверки" (т.1 л.д. 12-63), в котором указаны выявленные в ходе плановой выездной проверки нарушения, допущенные страхователем (проверяемым лицом), в том числе:
-не включение сумм дохода в базу для начисления страховых взносов, занижение базы для начисления страховых взносов;
-предоставление недостоверных индивидуальных сведений о заработке застрахованных лиц по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
-предоставление недостоверных индивидуальных сведений о трудовом стаже застрахованных лиц по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
-предоставление недостоверных сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу застрахованных лиц (по форме СЗВ-6-3), которая заполняется на каждое физическое лицо, в пользу которого страхователь в течение истекшего года начислял доходы, вносящиеся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", а также предложения проверяющего по результатам плановой выездной проверки, а также страхователю разъяснялся срок и порядок предоставления возражений по данному Акту в случае несогласия с выводами проверяющего.
Рассмотрев материалы проверки, Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара в отношении АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" принято решения от 14.08.2015 N 3/2015 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому, страховщик - АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 115 217 руб. 86 коп.; предложено АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" уплатить финансовую санкцию в размере 115 217 руб. 86 коп. (т.1 л.д. 67-92).
В соответствии с вышеуказанным решением страхователю Пенсионным фондом направлено требование от 08.09.2015 N 3 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции в сумме 115 217 руб. 86 коп. в срок до 28.09.2015 (т.1 л.д.93).
В связи с неуплатой обществом санкции Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" штрафной санкции за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 115 217 руб. 86 коп.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу положений Федерального закона 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Факт представления обществом в Пенсионный фонд недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не содержит специальных норм о сроках обращения территориальных управлений Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о взыскании финансовых санкций за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Согласно части 5.5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Суд первой инстанции установил, что срок обращения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением не пропущен.
В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным. В случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, в данном случае, АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" должно добровольно уплатить финансовые санкции по Требованию от 08.09.2015 N 3 в срок - до 24 часов 00 минут 28.09.2015, а Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара, в таком случае, могло реализовать свое право на обращение в суд до 24 часов 00 минут 28.03.2016, поскольку 28.03.2016 - является последним днем направления страховщиком заявления в суд).
Судом первой инстанции установлено, что согласно Почтовому конверту (т.1 л.д. 112) заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара о взыскании задолженности по обязательным платежам" от 30 марта 2016 года вход. N 7166, с приложениями к нему, направлено в суд посредством почтового отправления 28.03.2016 (понедельник, рабочий день) в 19 час. 34 мин.
Таким образом, на основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа не пропущен.
Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод общества, что общество было дважды привлечено к ответственности за совершение одно и того же правонарушения.
Из материалов дела видно, что Пенсионным фондом в отношении АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" вынесено решение от 14.08.2015 N 3/2015 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (т.1 л.д. 67-92) и решение от 14.08.2015 N 077 052 15 РВ 0000002 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" (т.1 л.д. 121-138).
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Федеральный закон от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливают различную форму ответственности страхователя по отличным основаниям и за совершение разных правонарушения в системе обязательного пенсионного страхования и применяются независимо друг от друга.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, которая влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Диспозиции статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена ответственность страхователя перед органами Пенсионного фонда Российской Федерации за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, в виде применения финансовых санкций в размере 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионного фонда Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца и за который представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Таким образом, в первом случае законодатель связывает состав правонарушения с неуплатой (неполной уплатой) страхователем страховых взносов, а во втором случае - с предоставлением страхователем неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара о взыскании с АО "ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" финансовой санкции, начисленной согласно вступившего в законную силу решения от 14.08.2015 N 3/2015, являются правомерными.
Суд первой инстанции правомерно снизил размер штрафной санкции, применив смягчающие ответственность обстоятельства при привлечении страхователя к ответственности.
Согласно пункту 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" статья 44 Закона N212-ФЗ (обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения) признана утратившей силу.
Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях, соответственно: от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П и от 30.07.2001 N 13-П, санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, приняв во внимание характер совершенного заинтересованным лицом правонарушения и степень общественной опасности совершенного им деяния и руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, а также принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность заинтересованного лица в совершении правонарушения, а именно: совершение данного правонарушения впервые; создания заявителем, как крупных предприятием Челно-Вершинского района Самарской области большого количества рабочих мест; отсутствия со стороны заинтересованного лица систематических нарушений законодательства Российской Федерации в сфере пенсионного страхования; отсутствия у заинтересованного лица задолженности по уплате страховых взносов за прошлые периоды, полная уплата заинтересованным лицом доначисленных обязательных платежей по решению от 14.08.2015 N 077 052 15 РВ 0000002, суд первой инстанции правомерно снизил размер начисленного заявителем штрафа в 2 раза, то есть до размера - 57 608 руб. 93 коп., что будет в полной мере отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2016 года по делу N А55-7166/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7166/2016
Истец: Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самары
Ответчик: АО "Челно-Вершинский Машиностроительный завод"
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара