Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2017 г. N Ф06-18974/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А49-7771/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Жильё-26" по обслуживанию жилого фонда - Есиной Е.Ю. (доверенность от 01.03.2016),
представителя Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области - Ильиной Ю.С. (доверенность от 19.09.2016 N 1-15-1462),
представитель Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 ноября 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилье-26" по обслуживанию жилого фонда
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 сентября 2016 года по делу N А49-7771/2016 (судья Стрелкова Е.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Жильё-26" по обслуживанию жилого фонда (ОГРН 1095836000303, ИНН 5836635242), г.Пенза,
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072), г.Пенза,
с участием третьего лица:
Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ОГРН 1135800001424, ИНН 5836900772), г.Пенза,
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жильё-26" по обслуживанию жилого фонда (далее -заявитель, общество, ОАО "Жильё-26" по ОЖФ) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - административный орган, инспекция) о признании недействительным предписание от 22.04.2016 N ПС-14 (т.1 л.д.3-4).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее - третье лицо, Региональный фонд).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23.09.2016 по делу N А49-7771/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.140-144).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.4-6).
Апеллянт указывает, что деятельность регионального оператора при принятии решения собственниками помещений на общем собрании решения о выборе его в качестве владельца специального счета не ограничивается открытием специального счета в кредитной организации и аккумулированию денежных средств на указанном счете. Обязанность по взысканию задолженности по внесению собственниками помещений взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов возложена на владельца специального счета.
Инспекция апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель инспекции отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Жильё-26" по обслуживанию жилого фонда зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 02.02.2009 за основным государственным регистрационным номером 1095836000303 и осуществляет управление многоквартирным домом N 25 по ул. Карпинского г. Пензы.
Общим собранием собственников указанного многоквартирного дома 05.08.2014 было принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счёте регионального оператора, владельцем специального счёта определён региональный оператор (т.1 л.д. 129-137).
Согласно публичным сведениям Регионального фонда, размещённым на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в Сбербанке России открыт специальный счёт для зачисления платежей за капитальный ремонт собственников помещений многоквартирного дома N 25 по ул. Карпинского г.Пензы, владельцем которого является Региональный фонд (т.1 л.д. 84-103).
25.02.2015 между Обществом (Заказчик) и Региональным фондам (Исполнитель) заключён Договор о начислении взносов в фонд капитального ремонта и об оказании услуг по печати и доставке платёжных документов, по условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство согласно информационной базы данных собственников, предоставленной Заказчиком в электронном виде, оказывать за вознаграждение следующие услуги:
- ежемесячно рассчитывать и начислять взнос на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении Заказчика, фонд капитального ремонте которых формируется на специальном счёте, владельцем которого является Исполнитель, а также начислять пени за несвоевременную оплату в размере, предусмотренном действующим законодательством;
- ежемесячно производить печать, конвертирование и доставку платёжных документов на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в вести учёт взносов на капитальный ремонт за каждым собственником помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте многоквартирных домах, указанных в пункте 1.1 настоящего договора;
В рамках настоящего договора Исполнитель не осуществляет деятельность по принудительному взысканию задолженности по уплате взносов в фонд капитального ремонта (претензионно-исковую работу) (пункт 1.2. Договора).
24.03.2016 в инспекцию поступило заявление старшего по дому многоквартирного жилого дома N 25 по ул. Карпинского г. Пензы Митрофанова К.В., об отсутствии претензионно-исковой работы с неплательщиками взносов на капитальный ремонт, в связи с чем отсутствует возможность оплачивать ремонтные работы в доме (т.1 л.д.42).
В целях проверки фактов, изложенных в заявлении гр. Митрофанова К.В., приказом руководителя инспекции N ПА-131 от 26.03.2016 назначено проведение внеплановой документарной проверки Общества (т.1 л.д.50).
На основании данного приказа должностным лицом инспекции проведена проверка, по результатам которой составлен акт N 221 от 22.04.2016, в котором зафиксировано, что обязанность по ведению претензионно-исковой работы по взысканию взносов на капитальный ремонт в отношении многоквартирного дома N 25 по ул. Карпинского г. Пензы возложена на Общество. Претензионно-исковая работа Обществом не ведётся (т.1 л.д. 54-56).
22.04.2016 инспекцией выдано Обществу предписание N ПР-ПС-14, которым на него возложена обязанность обеспечить ведение претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений в многоквартирном доме N 25 по ул. Карпинского в г. Пензе, не оплачивающих обязательные взносы на капитальный ремонт. Срок исполнения предписания установлен 27.06.2016 г. (т.1 л.д. 57-58).
Полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно части 3 вышеуказанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
- сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации В соответствии с частью 1 статьей 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом.
Так, владельцем специального счета может быть:
- товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
- осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
- управляющая организация (часть 2 статьи 175 ЖК РФ).
Согласно части 3 вышеназванной статьи ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете.
На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 ЖК РФ).
Статьей 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В подпункте "ж" пункта 4 Правил N 416 приведен стандарт, касающийся организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонт у общего имущества в многоквартирном доме. Согласно данному стандарту в обязанности управляющей организации входят, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям Технических регламентов и правилам содержания общего имущества.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие "содержание общего имущества".
Исходя из приведённых норм законодательства, по общему правилу при управлении домом управляющей организацией, на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирного дома; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, ведению претензионной работы в отношении должников.
Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод заявителя о том, что при формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем которого является региональный оператор, обязанность по выставлению счетов и ведению претензионно-исковой работы возлагается на регионального оператора.
Обязанность регионального оператора в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора представлять платежные документы собственникам помещений в многоквартирном доме для уплаты взносов на капитальный ремонт предусмотрена законом только в одном случае - в случае формирования фонда капитального ремонта на общем счете регионального оператора в силу прямого указания части 1 статьи 171 ЖК РФ. У управляющей организации такая обязанность возникает в случае выбора в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (пункт 1 части 3 статьи 170 ЖК РФ).
При этом законом не установлено никаких изъятий из этого правила в зависимости от владельца этого специального счёта.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной, в постановлениях от 17.06.2016 по делу N А49-9978/2015, от 28.07.2016 по делу N А49-4783/2015.
Как видно из материалов дела, Общество является управляющей организацией многоквартирного дома N 25 по ул. Карпинского г. Пензы, собственники помещений которого приняли решение о формировании фонда капительного ремонта на специальном счёте. Следовательно, Общество обязано вести работу по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, ведению претензионной работы в отношении должников.
Свою обязанность по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД Общества передало Региональному фонду на основании Договора о начислении взносов в фонд капитального ремонта и об оказании услуг по печати и доставке платёжных документов от 25.02.2015. При этом обязанности по ведению претензионно-исковой работы Региональному оператору Общество не передавало, на что прямо указано в пункте 1.2. Договора.
Таким образом, именно Общество как управляющая организация обязано организовать ведение претензионно-исковой работы в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в отношении многоквартирного дома N 25 по ул.Карпинского г. Пензы.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Общества о том, что оно не располагало информацией о неплательщиках, поскольку не является владельцем специального счёта.
Поскольку в силу приведённых выше норм законодательства Общество является обязанным лицом по ведению претензионно-исковой работы с неплательщиками взносов на капитальный ремонт, оно должно было организовать свою работу, в том числе работу с Региональным фондом в рамках заключённого Договора от 25.02.2015, таким образом, чтобы своевременно получать необходимую для ведения этой работы информацию.
Неправильная организация Обществом своей работы не является обстоятельством, освобождающим Общество от исполнения обязанностей, возложенных на него законом.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что инспекцией правомерно вынесло оспариваемое предписание, возложив на Общество обязанность обеспечить ведение претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений в многоквартирном доме N 25 по ул. Карпинского в г. Пензе, не оплачивающих обязательные взносы на капитальный ремонт.
Других оснований для признания предписания недействительным судом также не установлено. Предписание вынесено полномочным органом в соответствии с частью 5 статьи 20 ЖК РФ и на основании п.1.1 Положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 24 марта 2011 года N 167-пП.
Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что поскольку судом при рассмотрении дела не установлено совокупности обстоятельств, являющихся основанием для признания недействительным оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 сентября 2016 года по делу N А49-7771/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7771/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2017 г. N Ф06-18974/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Жилье-26" по обслуживанию жилого фонда, ОАО "Жильё-26" по обслуживанию жилого фонда
Ответчик: Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
Третье лицо: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Фонд Региональный капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области