Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А41-27376/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Мега-Транс": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Министерства транспорта Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А41-27376/16,
по заявлению ООО "Мега-Транс" к Министерству транспорта Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мега-Транс" (далее - общество, ООО "Мега-Транс") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства транспорта Московской области (далее - министерство) от 11.04.2016 серии 50 АА N 017145/8-115/2016 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 10.3 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области (далее - Закон N 170/2006-ОЗ).
Решением Арбитражный суд Московской области от 05 августа 2016 года по делу N А41-25376/16 постановление министерства в части наложения на общество административного штрафа в сумме 100 000 руб. признано не подлежащим исполнению.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Определением от 29.09.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела судом первой инстанции, так как суд первой инстанции не рассмотрел по существу заявленное требование.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, проанализировав доводы, изложенные в заявлении, арбитражный апелляционный суд считает, что в удовлетворении заявления надлежит отказать.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
При проведении мониторинга 21.03.2016 административным органом было выявлено, что общество произвело выпуск на маршрут регулярных перевозок N 1161 "м. Молодежная - Западное Кунцево" транспортное средство марки "Фольксваген", с государственным номером А 289 МЕ 750, не оборудованное терминалом, обеспечивающим пассажирам возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, что является нарушением требований Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-О "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (л.д. 75).
В связи с этим министерство 28.03.2016 составило в отношении общества протокол 50 АА N 020153/8-115/2016 об административном правонарушении и 11.04.2016 вынесло постановление серии 50 АА N 017145/8-115/2016 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 10.3 Закона об ответственности, в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
Полагая, что указанное выше постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Мега-Транс" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд считает, что заявление общества является необоснованным по следующим основаниям.
Статьей 10.3 Закона об ответственности предусмотрена административная ответственность за нарушение требования к смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, установленного статьей 14.1 Закона Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области".
В силу части 2 статьи 12 Закона об организации транспортного обслуживания перевозчик пассажиров обязан: выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, условиями заключенных договоров; соблюдать требования иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
В соответствии со статьей 14.1 Закона об организации транспортного обслуживания на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, муниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, должна быть обеспечена возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
Согласно статье 5 Закон об организации транспортного обслуживания правительство Московской области в пределах своей компетенции регулирует вопросы организации транспортного обслуживания населения на межсубъектных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пригородного и межмуниципального сообщения).
В соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания и постановлением Правительства Московской области от 27.09.2013 N 778/40 "О создании системы обеспечения безналичной оплаты проезда Московской области "Единый транспортный билет Московской области" Правительство Московской области постановлением от 10.09.2014 N 727/36 утвердило Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Порядок, Порядок функционирования системы).
Порядком определены правила и условия взаимодействия сторон, возникающие при осуществлении оплаты проезда на общественном транспорте в Московской области по маршрутам регулярных перевозок по тарифам, утверждаемым Правительством Московской области и самими перевозчиками, с использованием электронных средств платежа, регулирует вопросы формирования, использования и прекращения действия приобретаемых с их помощью билетов в электронном виде.
Под системой обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - система) в Порядке понимается технологический комплекс, обеспечивающий возможность использования электронных средств платежа для оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области (далее - проезд на общественном транспорте), осуществления безналичных расчетов, учета проданных билетов и совершенных поездок, в том числе в целях обеспечения удобства оплаты проезда на общественном транспорте; обеспечения денежных выплат перевозчикам за фактический объем оказанных услуг по перевозке пассажиров и багажа; снижения доли наличных средств в обороте перевозчиков и расходов на их инкассацию.
В состав участников названной системы входят, в том числе: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выполнение перевозок пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области, и нерегулируемым тарифам, утверждаемым самими перевозчиками (далее - перевозчики).
Все участники системы подключаются к ней за счет собственных средств на основе утвержденных Министерством транспорта Московской области и Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области технических условий подключения к системе и протоколов обмена данными с ее использованием.
В рамках созданной системы пользователям обеспечиваются возможности безналичной оплаты проезда на общественном транспорте Московской области, в том числе, оплата проезда с использованием единой транспортной карты.
Перевозчики имеют право добровольно стать участниками системы, путем заключения договора с оператором системы, приняв на себя с момента вступления в силу названных договоров обязательства, в том числе:
- обеспечить за свой счет подключение к системе в соответствии с техническими условиями и обучение сотрудников ее использованию;
- обеспечить установку и функционирование на всех транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, терминалов оплаты за свой счет или за счет средств оператора системы в соответствии с условиями заключенных с ним договоров;
- предоставить пользователям на всех транспортных средствах перевозчиков, используемых для перевозки пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области, возможность приобретения единых транспортных карт, а также использования для оплаты проезда разрешенных в рамках системы электронных средств платежа;
- использовать для проведения операций с использованием электронных средств платежа только исправные терминалы оплаты, соответствующие установленным техническим требованиям, и обеспечивать их надлежащее техническое обслуживание.
В соответствии с Порядком функционирования системы Единая транспортная карта и ее приложение на банковской транспортной карте принимаются для оплаты проезда на общественном транспорте по маршрутам регулярных перевозок всеми перевозчиками в соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания.
В качестве правонарушения обществу вменено отсутствие в транспортном средстве, эксплуатируемом обществом для перевозки пассажиров по регулярному маршруту, терминала, обеспечивающего безналичную оплату проезда с использованием единой транспортной карты.
Состав и событие вмененного обществу правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о нарушении министерством требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) как несоответствующий действительности.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона о защите прав юридических лиц его положения не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае факт правонарушения выявлен при проведении мониторинга маршрута N 1161, что не требует какого-либо взаимодействия сотрудником Минтранса Московской области с обществом, какие-либо обязанности по предоставлению информации и исполнению требований на него не возлагались.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что положения Закона о защите прав юридических лиц к действиям министерства в данном случае по проведению мониторинга на маршруте перевозок не применимы.
Доводы общества о том, что в действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку начальный остановочный пункт находится на территории Москвы является несостоятельным, поскольку в путевом листе N 376 сделана запись (ЖК Западное Кунцево - м. Молодежная). Маршрут N 1161 "м. Молодежная - ЖК Западное Кунцево" является смежным межрегиональным маршрутом, начальный остановочный пункт которого находится на территории Московской области в ЖК "Западное Кунцево".
Фактически движение транспортных средств осуществляется с 05.00 до 06.00 ежедневно от остановочного пункта ЖК "Западное Кунцево".
Апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Закон об ответственности (Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ), которым предусмотрена административная ответственность за нарушение требования к смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, установленного статьей 14.1 Закона об организации транспортного обслуживания (статья 10.3 Закона об ответственности), утратил силу с 01.07.2016.
Между тем с этой же даты введен в действие Закон Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", которым установлена та же ответственность - за нарушение требования к межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, установленного статьей 14.1 Закона об организации транспортного обслуживания (статья 8.4 данного Кодекса).
Тем самым, административная ответственность за правонарушение, совершенное обществом, сохранена, в связи с чем оснований для признания неподлежащим исполнению оспариваемого постановления министерства в части наложения штрафа не имеется.
Требования КоАП РФ к порядку, назначению наказания и сроку давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не усматривается.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2016 года по делу N А41-27376/16 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27376/2016
Истец: ООО "МЕГА-ТРАНС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ N 8
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ N 8