Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 февраля 2017 г. N Ф10-5382/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
27 октября 2016 г. |
Дело N А83-1820/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Букуевой М.А.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Вилла Маяк" - Мазур А.М., директор, решение участника общества от 03.07.2014 N 1,
в отсутствии Службы финансового надзора Республики Крым, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ялте, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2016 года по делу N А83-1820/2016 (судья Осоченко И.К.), принятое по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Вилла Маяк" о взыскании задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, при участии заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Вилла Маяк" (далее по тексту - общество) о взыскании суммы задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам по состоянию на 1 января 2015 года, образовавшейся в переходном периоде, в размере 41 061,50 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2016 года в удовлетворении заявления отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не подтверждена документально сумма задолженности, заявленная ко взысканию.
Не согласившись с указанным судебным актом, служба подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что во исполнение норм Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым", ему был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года по Налоговой инспекции в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым, где за налогоплательщиком ООО "Вилла Маяк" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 41 061,50 руб. При этом, переданный реестр был сформирован Налоговой инспекцией в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым в разрезе налогоплательщиков, с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов, сборов и обязательных платежей, а также без предоставления службе расчётов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело должника), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр. Единственным доказательством в подтверждение задолженности ООО "Вилла Маяк" перед бюджетом, которым располагает заявитель, является переданный реестр. Также заявитель указал, что суду были представлены документы, на основании которых задолженность включена в реестр, и пояснил, что по кодам бюджетной классификации денежные средства от должника не поступали.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Службы финансового надзора Республики Крым, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ялте, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, службе был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года по Налоговой инспекции в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым, согласно которому за обществом числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 41 061,50 руб. В связи с указанным в адрес должника были направлены предписания от 15.05.2015 N 05-14/1850, от 01.10.2015 N 05-14/5225 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которые были возвращены почтовой организацией по истечению срока хранения. Обществом требования предписаний исполнены не были, что стало причиной обращения службы в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
Согласно статьям 212, 213 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым, которая наделена функциями, полномочиями, правами и обязанностями, согласно нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Крым. Служба финансового надзора Республики Крым является новообразованным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - Положение), согласно которому Служба финансового надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
29.12.2014 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее по тексту - Закон N 56-ЗРК).
Статьей 2 вышеуказанного Закона с 01.01.2015 уполномоченным органом на взыскание задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
В пункте 2 части 2 статьи 4 данного Закона определено, что служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой Службы Республики Крым.
Таким образом, служба является уполномоченным органом на взыскание с 1 января 2015 года задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 56-ЗРК/2014, Налоговая служба Республики Крым до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
Сведения об обществе, зарегистрированном как юридическое лицо на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в ЕГРЮЛ 18.08.2014 ОГРН 1149102031286.
В реестре налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 01 января 2015 года за налогоплательщиком - ООО "Вилла Маяк" (ИНН 9103003190) числилась задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 41061,50 руб.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В свою очередь частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Как указывает сам заявитель - реестр налогоплательщиков был сформирован Налоговой инспекцией в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым в разрезе налогоплательщиков, с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов, сборов и обязательных платежей, а также без предоставления службе расчетов и документов, подтверждающих сумму задолженности. Таким образом, предоставить расчет суммы задолженности заявитель не имеет возможности. При этом, заявитель указал, что сумма задолженности, внесенной в реестр, образовалась в результате неуплаты самостоятельно задекларированных сумм земельного налога с юридических лиц.
Согласно письменным пояснениям Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Крым у территориальных органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации отсутствуют полномочия и возможности для внесения изменений в реестр данных сумм задолженности и переплат, а также предоставления детальной информации, находившейся в налоговых инспекциях Налоговой службы Республики Крым о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам, поскольку эти органы не являются правопреемниками ликвидированных органов налоговой службы Республики Крым.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым письменно пояснила, что Налоговая инспекция по г. Ялте Налоговой службы Республики Крым на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым N 1638-р от 31.12.2014 ликвидирована без правопреемства и в соответствии с приказом от 10.11.2014 N 01-03/236@/356 "О порядке приема-передачи архивных дел от Налоговой службы Республики Крым на хранение УФНС России по Республике Крым" инспекция является пользователем реестра, при этом предоставление сведений возможно только в виде сводной информации.
В свою очередь общество возражает против удовлетворения заявленных требований и утверждает, что задолженности перед бюджетом Республики Крым, сформировавшейся в переходный период, не имеет. В подтверждение указанного ООО "Вилла Маяк" представило налоговую декларацию, согласно которой земельный налог на 2014 год насчитан всего в размере 35214 гривен (по 2934 гривен в месяц, что составило 9977,30 рублей в месяц и 119 727,60 рублей за год).
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым представлена учетная карточка плательщика ООО "Вилла Маяк" по состоянию на 31.12.2014, в соответствии с которой за обществом числилась задолженность по земельному налогу с юридических лиц в размере 50 846,77 рублей.
Указанный лицевой счет не может быть принят судом в качестве доказательства наличия у общества задолженности перед бюджетом Республики Крым поскольку согласно позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.11.2002 N 6294/01, лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов, наличие записей о недоимке в лицевом счете само по себе не влечет юридических последствий для налогоплательщика, в связи с чем, данные карточки расчетов с бюджетом не могут использоваться для установления факта наличия или отсутствия задолженности по налогу.
При этом, судебная коллегия отмечает следующее.
Как усматривается из материалов дела, общество оплатило земельный налог за апрель-сентябрь 2014 года на общую сумму 68 668,80 рублей, что подтверждается представленными копиями квитанций (л.д. 52-53). Указанная сумма оплат была учтена налоговой инспекцией при расчете суммы задолженности и отображена в учетной карточке плательщика.
При этом сумма задолженности общества в размере 50846,77 рублей включает в себя также долг общества за январь-март 2014 года без учета части 2 статьи 3 Закона N 56-ЗРК которой установлено, что задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная в переходном периоде, не учитывается для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такая задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
Кроме того, обществом в материалы дела представлена копия платежного поручения от 28.11.2014 N 1 на сумму 30500 рублей с указанием назначения платежа - налог на землю за октябрь 2014 года (л.д.51). Указанная сумма включает в себя платеж за 3 месяца - октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года, однако не была отображена в учетной карточке должника и не учтена Налоговой инспекцией в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым при формировании реестра задолженности налогоплательщиков.
Таким образом, в нарушение требований части 4 статьи 215 АПК РФ, каких-либо доказательств, опровергающих доводы общества об отсутствии у него задолженности перед бюджетом, ни заявителем, ни УФНС России по Республики Крым, ни ИФНС по г. Ялте Республики Крым суду не представлено. Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований у налоговой инспекции для включения в реестр задолженности суммы 41 061,50 руб.
В связи с вышеизложенным, учитывая отсутствие документов, подтверждающих возникновение задолженности у общества перед бюджетом в переходной период, заявленные требования были правомерно оставлены без удовлетворения судом первой инстанции.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37. НК РФ).
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2016 года по делу N А83-1820/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1820/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 февраля 2017 г. N Ф10-5382/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ВИЛЛА МАЯК"
Третье лицо: ИФНС России по г. Ялте РК, ООО "ВИЛЛА МАЯК", УФНС России по РК