Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
28 октября 2016 г. |
Дело N А83-2255/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 28 октября 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Баукиной Е.А.,
Чертковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьян И.В.
стороны явку уполномоченных представителей не обеспечили
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 сентября 2016 года по делу N А83-2255/2016 (судья Куртлушаев М.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новое поколение-1" (ул. Кооперативная, 4Б, пгт Черноморское, Республика Крым, 296400; ОГРН 1149102064517, ИНН 9110003339)
к Административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым (ул. Кирова, 16, пгт Черноморское, Республика Крым, 296400)
Администрации Черноморского района Республики Крым (ул. Кирова, 16, пгт Черноморское, Республика Крым, 296400; ОГРН 1149102132519, ИНН 9110007615)
об отмене постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новое поколение-1" (далее - ООО "Новое поколение-1", привлекаемое лицо, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым (далее - Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.2016 N 134/1 о назначении административного наказания по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N117-ЗРК "Об административных правонарушениях в Республике Крым" о привлечении к административной ответственности и назначении административного взыскания в виде штрафа в размере 15000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05 сентября 2016 года по делу N А83-2255/2016 (судья Куртлушаев М.И.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что Административный орган правомерно привлек Общество к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" (далее - Закон N 117) и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 15000,00 рублей. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 апелляционная жалоба Административного органа принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии, которое протокольным определением от 24.10.2016 удовлетворено. После судебного заседания от Администрации Черноморского района Республики Крым поступило аналогичное ходатайство, которое судом не рассматривалось.
Участники судебного процесса явку уполномоченных представителей в судебное заседание, назначенное на 24.10.2016, не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в разделе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В ходе осмотра контейнерной площадки в районе здания Пенсионного фонда по ул. Кирова в пгт. Черноморское в 11 час. 30 мин. 01.03.2016, главным специалистом отдела по правовым вопросам администрации Черноморского района Республики Крым Маликовым В.Е., в присутствии 2 свидетелей: Шаламова Д.В. и Степаненко Д.С., выявлен факт нарушения пп.13.2, пп. 13.22 пункта 13 "Правил благоустройства на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым", утвержденных решением Черноморского сельского совета от 27.02.2015 N 106 (далее - Правила), что выразилось в несвоевременном вывозе твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с контейнерной площадки.
Письмом от 02.03.2016 N 02-08/460, полученным Обществом 04.03.2016, Администрация уведомила Общество о выявленных нарушениях и необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении 02.03.2016 в 13 часов 00 минут по адресу: пгт. Черноморское, ул. Кирова, 16.
Главным специалистом отдела по правовым вопросам администрации Черноморского района Республики Крым Маликовым В.Е., в отсутствие представителя Общества, с участием свидетелей Шаламова Д.В. и Степаненко Д.С. 02.03.2016, составлен протокол N 134 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 3.11 Закона N 117. Протокол Общество получило 04.03.2016.
Определением от 02.03.2016 председатель Комиссии Административного органа назначил рассмотрение дела об административном правонарушении N 1602-03-05/134 на 11.03.2016 в 14 часов 00 минут; определение от 02.03.2016 направлено в адрес Общества сопроводительным письмом от 03.03.2016 N 03-04/70.
Комиссия 11.03.2016 вынесла определение об истребовании дополнительных документов у Общества и отложила рассмотрение дела на 16.03.2016.
16.03.2016 Комиссией, при участии представителей Общества Антипенко А.С. и Рудай Д.С., рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 1602-03-05/134, по результатам составлен протокол от 16.03.2016 и принято постановление N 134/1, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона N 117, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с данным заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.09.2016 требования Общества удовлетворены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно нормам части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с нормами части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными Главой 25 и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 7 статьи 210 АПК РФ).
Нормами статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу нормы части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно нормам части 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно нормам статьи 3.11 Закона N 117 нарушение Правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении Правил благоустройства, принятых органами местного самоуправления.
Правила благоустройства устанавливают единые нормы и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства для юридических и физических лиц, являющихся собственниками или пользователями земель, зданий, строений и сооружений, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности, подчинённости, организационно-правовой формы, расположенных на территории Черноморского сельского поселения, а также определяют организацию уборки, содержания и обеспечению чистоты на территории Черноморского сельского поселения, в том числе элементов внешнего благоустройства, включая улицы, площади, дворы, подъезды, площадки для сбора твердых бытовых отходов и другие территории населенных пунктов (пункт 1.2 Правил благоустройства на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, утвержденных решением Черноморского сельского совета от 27.02.2015 N 106 (с последующими дополнениями), далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13.2 Правил:
"Сбор, хранение, вывоз и утилизация отходов производства и потребления на территории Черноморского сельского поселения осуществляется на основании договора с лицом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели, юридические, должностные и физические лица обязаны обеспечивать своевременный сбор отходов в специальные мусоросборники, обеспечивать их вывоз, в том числе путем заключения договора на вывоз отходов со специализированным предприятием, оказывающим услуги по вывозу отходов, имеющим специализированный транспорт и подготовленный персонал, или индивидуальным способом при наличии договора с организацией, обслуживающей полигон и талонов и/или иных документов, отмеченных организацией обслуживающей полигон.
В случае заключения договора со специализированной организацией ответственность за обеспечение своевременного вывоза отходов возлагается на предприятие, оказывающее соответствующую услугу.
В случае отсутствия заключенного договора, ответственность возлагается на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости.
Сбор и вывоз (транспортирование) отходов I-IV класса опасности, в том числе строительного мусора от разборки зданий, осуществляются на договорной основе с лицом, осуществляющим данный вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия заключенного договора, ответственность возлагается на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости".
Пунктом 13.22 Правил предусмотрено, что удаление всех отходов с контейнерной площадки, с территории, прилегающей к контейнерной площадке (в радиусе не менее 5 метров), а также отходов высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусороуборочной транспорт, обязаны производить работники организации, осуществляющей вывоз отходов.
Согласно пункту 13.34 Правил благоустройства на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым вывоз твердых бытовых отходов должен осуществляться ежедневно.
В соответствии с пунктом 18 Положения о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется специализированными организациями на договорных условиях в соответствии с действующим законодательством. Периодичность вывоза бытовых отходов и мусора - ежедневно.
Судом первой инстанции установлено, что Общество предоставляет населению, бюджетным организациям, субъектам хозяйствования и другим потребителям на территории пгт. Черноморское услуги по уборке и сбору твердых коммунальных отходов, их вывозу и захоронению на территории полигона на основании договора от 01.02.2013 N 7 на предоставление услуг по вывозу бытовых отходов на территории пгт. Черноморское, заключенного между Черноморским поселковым советом и ООО "Новое поколение-1".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции верно установлено наличие контейнеров для сбора мусора на контейнерной площадке в районе здания Пенсионного фонда по ул. Кирова в пгт Черноморское.
В соответствии с пунктом 18 Положения о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, утверждённого решением 20 (внеочередным) заседанием 1 созыва Черноморского сельского поселения 18.06.2015 N 160, периодичность вывоза бытовых отходов и мусора должна быть ежедневной.
Заявителем 01.03.2016 в период с 7 часов 30 минут по 16 часов 30 минут на автомобиле ГАЗ - 3307 государственный номер А220 ХР 82 проводился вывоз мусора и бытовых отходов.
Согласно путевому листу от 01.03.2016 N 351 мусор с контейнерной площадки в районе здания Пенсионного фонда по ул. Кирова в пгт Черноморское был вывезен. Это обстоятельство подтверждается также актом очистки контейнерных площадок от 01.03.2016, составленным 5 представителями заявителя.
Представителем заинтересованного лица данные доказательства не были опровергнуты другими допустимыми доказательствами.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество не вывозило твердые бытовые отходы с территории контейнерной площадки в течение суток с 01.03.2016 по 02.03.2016, поскольку согласно протоколу об административном правонарушении от 02.03.2016 N 134 осмотр контейнерной площадки по ул. Кирова (в районе здания Пенсионного фонда) в пгт. Черноморское проводился только в 11 час. 30 мин. 01.03.2016. Приложенная к протоколу фотография не позволяет достоверно установить местоположение изображенных на ней контейнеров. На фотографии, представленной административной комиссией в материалы дела N А83-2255/2016, отсутствует дата фотосъемки.
В оспариваемом постановлении от 16.03.2016 по делу об административном правонарушении N 1602-03-05/134 объективная сторона административного правонарушения со ссылкой на конкретные обстоятельства не отражена.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона N 117, соответственно, заявитель не подлежит привлечению к административной ответственности.
В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, что является гарантией защиты прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие законного представителя юридического лица составление протокола об административном правонарушении допускается в случае, если законный представитель извещен в установленном порядке (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении от 02.03.2016 составлен в отсутствие представителя ООО "Новое поколение-1".
Административным органом в адрес заявителя по делу направлено уведомление от 02.03.2016 с указанием времени составления протокола, а именно: 02.03.2016 в 13 час. 00 мин., которое получено обществом 02.03.2016, что не является доказательством своевременного и надлежащего уведомления Общества и обеспечения Административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе от 02.03.2016 указано на применение Административным органом фотосъемки, при этом фотоматериалы не содержат информации о дате и месте съемки, типе фотоаппарата, должностном лице, производящем фотографирование.
В соответствии с нормами части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании его незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения.
При изложенных выше обстоятельствах коллегия апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 16.03.2016 N 134/1 судом первой инстанции правомерно признано незаконным и отменено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, соответственно, нет оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 сентября 2016 года по делу N А83-2255/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2255/2016
Истец: Общество с ограниченной ответственостью "Новое поколение-1", ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1"
Третье лицо: Административная комиссия муниципального образования Черноморского района Республики Крым, АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ