Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2017 г. N Ф10-5281/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
26 сентября 2016 г. |
Дело N А23-4410/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Рыжовой Е.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Ремпутьмаш-АГРО" (Калужская область, Перемышльский район, д. Хотисино, ОГРН 1064001024405, ИНН 4015004245) - Букановой И.Н. (доверенность от 30.04.2016), от ответчика - министерства сельского хозяйства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404201, ИНН 4027064295) - Никоновой А.М. (доверенность от 11.01.2016 N 04-18/02), от третьих лиц - правительства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001188727, ИНН 4027059305) - Максимовой И.С. (доверенность от 15.04.2016 N 01-41/490-16), министерства финансов Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404058, ИНН 4027064190) - Красновой Ю.Д. (доверенность от 20.05.2016 N 09/3247-16), в отсутствие представителей третьих лиц - министерства сельского хозяйства Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454), администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Перемышльский район" (Калужская область, с. Перемышль, ОГРН 1024000515879, ИНН 4015000770), Управления Федерального казначейства по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001429583, ИНН 4029010217), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремпутьмаш-АГРО" на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.07.2016 по делу N А23-4410/2015 (судья Иванова Е.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ремпутьмаш-АГРО" (далее по тексту - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к министерству сельского хозяйства Калужской области (далее по тексту - ответчик, министерство) о взыскании 24 457 197 рублей из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в ОАО "Россельхозбанк", из них: по договору N 132700/0271 об открытии кредитной линии от 19.11.2013 - 21 342 812 рублей; по договору N 132700/2072 об открытии кредитной линии от 19.11.2013 - 1 874 910 рублей; по договору N 132700/2073 об открытии кредитной линии от 19.11.2013 - 1 201 888 рублей (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: министерство сельского хозяйства Российской Федерации, правительство Калужской области, администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Перемышльский район", министерство финансов Калужской области, управление Федерального казначейства по Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.07.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Ремпутьмаш-АГРО" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права, на невыяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд счел установленными, и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу министерство финансов Калужской области и министерство сельского хозяйства Калужской области, опровергая доводы жалобы, просят отказать в ее удовлетворении.
Правительство Калужской области, администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Перемышльский район", министерство финансов Калужской области, Управление Федерального казначейства по Калужской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ремпутьмаш-АГРО" является организацией агропромышленного комплекса, основным видом деятельности которой является производство молочной продукции и разведение крупного рогатого скота.
В настоящее время ООО "Ремпутьмаш-АГРО" реализует инвестиционный проект по строительству двух молочных ферм на 3 990 дойных коров, молочного завода кормоцеха, зернохранилища в Перемышльском районе Калужской области.
Проект строительства поддержан Правительством Калужской области (выписка из протокола N 140 заседания инвестиционного совета при Министерстве сельского хозяйства Калужской области).
В целях реализации инвестиционного проекта истец заключил три кредитных договора с ОАО "Россельхозбанк": договор N 132700/0271 об открытии кредитной линии от 19.11.2013 в сумме 1 250 000 000 (один миллиард двести пятьдесят миллионов) рублей сроком на 8 лет, с возможной пролонгацией окончательного срока погашения последнего платежа по графику на срок до 3-х лет, под процентную ставку 14,84 % годовых на следующие цели: строительно-монтажные работы в рамках подготовительных работ, строительство двух молочных ферм на 3 990 дойных коров, молочного завода (производительностью до 90 тонн в сутки), кормоцеха (производительностью до 7 тонн в час), зернохранилища (мощностью до 25 тысяч тонн единовременного хранения зерна) и прочих объектов в рамках реализуемого проекта; договор N 132700/2072 об открытии кредитной линии от 19.11.2013 в сумме 553 000 000 (пятьсот пятьдесят три миллиона) рублей сроком до 8 лет, под процентную ставку 14,84 % годовых на следующие цели: приобретение техники и оборудования; договор N 132700/2073 об открытии кредитной линии от 19.11.2013 в сумме 360 000 000 (триста шестьдесят миллионов) рублей сроком до 5 лет, под процентную ставку 14,4 % годовых на следующие цели: приобретение крупного рогатого скота.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.01.2014 N 30 инвестиционный проект ООО "Ремпутьмаш-АГРО" одобрен для предоставления субсидий и включен в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам.
ООО "Ремпутьмаш-АГРО" свои обязательства перед ОАО "Россельхозбанк" по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов исполняет надлежащим образом.
Ссылаясь на то, что министерство сельского хозяйства Калужской области свои обязательства по выплате субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам не выполняет должным образом, ООО "Ремпутьмаш-АГРО" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в случаях и порядке, предусмотренных: федеральным законом о федеральном бюджете; федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (пункт 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (пункт 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (пункт 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусмотрено, что для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Калужской области от 05.12.2013 N 654 министерство сельского хозяйства Калужской области является уполномоченным органом по реализации мероприятий по предоставлению субсидий в рамках Государственной программа Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области", в том числе на рассмотрение заявок, принятие решения о предоставлении, заключение договора о предоставлении субсидий и перечислении денежных средств на расчетные счета в соответствии с договором о предоставлении субсидий.
Министерство сельского хозяйства Калужской области и ООО "Ремпутьмаш-АГРО" (получатель) 25.03.2015 заключили соглашение N 452 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, по условиям которого министерство сельского хозяйства Калужской области обязано организовывать работу по предоставлению субсидий получателю, принимать от получателя документы, необходимые для предоставления субсидий, рассматривать их и уведомлять получателя об отказе в их предоставлении (с указанием причин отказа), предоставлять получателю субсидии в порядке и размере, утвержденных нормативными актами Российской Федерации и Калужской области.
Согласно пункту 4.1 соглашения предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Калужской области "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", и объема субсидий, определенного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенном между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Калужской области от 04.02.2015 N 32/17-с, на соответствующие цели.
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидий в рамках подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением правительства Калужской области от 22.02.2013 N 96, субсидии предоставляются получателям субсидий в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год, министерством сельского хозяйства Калужской области.
Предоставление субсидий сверх утвержденных лимитов бюджетным законодательством не допускается.
Таким образом, как справедливо заключено судом первой инстанции, условиями предоставления субсидии является не только соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, и представление им необходимого пакета документов, но и наличие в областном законе о бюджете на соответствующий финансовый год соответствующей статьи расходов бюджета.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2.1 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Законом Калужской области от 24.12.2015 N 48-ОЗ внесены изменения в Закон Калужской области от 27.11.2014 N 647-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", которым уменьшены бюджетные ассигнования на исполнение обязательств в 2015 году.
Как пояснено ответчиком, реестр начисления субсидий включает следующую информацию: наименование получателя субсидий, номер и дату кредитного договора, сумму кредитного договора, сумму начисленных субсидий за текущий период в разрезе бюджетов.
При поступлении денежных средств на оказание государственной поддержи по данному направлению, министерство осуществляет оплату в зависимости от даты их формирования, что отражено в реестре платежных поручений на выплату субсидий за период с 30.07.2015 по 31.12.2015.
За основу очередности выплаты принимались даты кредитных договоров.
Доказательств того, что расходы на уплату процентов по кредитам выплачены не в полном объеме из средств, выделенных на эти цели из областного бюджета в 2015 году, равно как и то, что действия ответчика, связанные с неперечислением субсидии, являются неправомерными, истцом в материалы дела не представлено.
Учитывая, что вышеприведенных нормативных положений и условий соглашения предоставление истцом документов в уполномоченный орган не влечет автоматического получения субсидии вне зависимости от периода заявки и бюджетного финансирования, обязательный характер выплаты субсидий сельхозтоваропроизводителям для возмещения процентной ставки по кредитам не предусмотрен нормативными правовыми актами Калужской области или Российской Федерации, бюджетом субъекта Российской Федерации и принимая во внимание отсутствие обязанности ответчика предоставлять субсидии сельскохозяйственным производителям сверх предусмотренных объемов финансирования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отклоняя довод заявителя о том, что спорные правоотношения являются по своей сути гражданско-правовыми отношениями, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Бюджетным кодексом Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
Довод апеллянта о том, что выплата субсидии не носила обязательного характера до момента заключения сторонами соглашения, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку, как отмечено выше, согласно пункту 4.1 соглашения предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Калужской области "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов". При этом обязательства министерства ограничены вышеназванным Законом.
Следовательно, данное соглашение не предусматривает обязательного характера выплат субсидий сельхозтоваропроизводителям для возмещения процентной ставки по кредитам, учитывая, что у министерства отсутствует обязанность предоставлять субсидии сельхозтоваропроизводителям сверх предусмотренных объемов финансирования.
Ссылка общества в обоснование своей позиции на отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев 2015 года признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку в приложении к Соглашению с истцом установлен предельный расчетный объем субсидий, предоставляемый ООО "Ремпутьмаш-АГРО" за счет средств федерального бюджета по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2013 N 1460, в соответствии с которым на 2015 год предельный расчетный объем субсидий установлен в сумме 178 004 249 рублей.
Согласно документам, фактически представленным в 2015 году ООО "Ремпутьмаш-АГРО", организации начислены и выплачены субсидии федерального бюджета в сумме 101 962 613 рублей, что не превышает установленный предельный расчетный объем.
Отчет об исполнении областного бюджета за 9 месяцев 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Калужской области от 24.11.2015 N 657, содержит сведения о бюджетных ассигнованиях в соответствии с Законом Калужской области от 27.11.2014 N 647-03, бюджетных ассигнованиях в соответствии с уточненной бюджетной росписью расходов и кассовых расходах бюджета. Отчет не содержит сведений об объемах принятых бюджетных обязательств.
Согласно отчету на подпрограмму "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области" государственной программы Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" бюджетные обязательства приняты и исполнены в объеме годовых назначений.
Как пояснено министерством сельского хозяйства в отзыве на апелляционную жалобу, принять дополнительные бюджетные обязательства было невозможно. Иное истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании обществом вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункту 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Следовательно, размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 3 тысячи рублей.
Из платежного поручения от 20.07.2016 N 1519 следует, что ООО "Ремпутьмаш-АГРО" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 6 тысяч рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 3 тысячи рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 07.07.2016 по делу N А23-4410/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремпутьмаш-АГРО" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ремпутьмаш-АГРО" (Калужская область, Перемышльский район, д. Хотисино, ОГРН 1064001024405, ИНН 4015004245) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 тысяч рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.07.2016 N 1519.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-4410/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2017 г. N Ф10-5281/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Ремпутьмаш-АГРО", ООО Ремпутьмаш-Агро
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Калужской области
Третье лицо: Администрация (исполнительно-распорядительныйорган) МР "Перемышельский район", Администрация МР Перемышльский район, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство финансов Калужской области, Правительство Калужской области, Управление Федерального казначейства по Калужской области