г. Москва |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А41-3592/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Воробьевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Тучковский" - представитель не явился, извещено надлежащим образом, от ФГБУ "ФКП "Росреестра по МО" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Тучковский" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года по делу N А41-3592/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
по заявлению ООО "Тучковский" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
о признании незаконным решения и обязании исправить техническую ошибку,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тучковский" (далее - ОАО "Тучковский", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, заинтересованное лицо) от 02.11.2015 N МО-15/РКФ-393143 об отклонении заявления об исправлении технической ошибки; об исправлении технической ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 "сельскохозяйственное производство" путем внесения в Государственный кадастр недвижимости вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 "прочие угодья".
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года в удовлетворении заявления отказано (л.д. 90-92).
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Тучковский" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Тучковский" принадлежит на праве собственности земельный участок с КН 50:19:0000000:9 площадью 11970000 кв.м. категории земель: "земли сельскохозяйственного производства", "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный по адресу Московская область, Рузский район, Старорузский с.о., СПК "Совхоз Тучковский" (л.д. 32).
Указанная земля передана заявителю Постановлением Главы администрации Рузского района от 25.12.1992 N 1418/23, выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю (л.д. 34).
12 февраля 2013 года зарегистрировано право собственности ОАО "Тучковский" на земельный участок с КН 50:19:0000000:9 (л.д. 35).
В соответствии с выпиской из ЕГРП, кадастровой выпиской на указанный участок, он имеет категорию "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
ОАО "Тучковский" указывает на то, что в постановлении от 25.12.1992 N 1418/32 о предоставлении земельного участка содержится отметка, что обществу в бессрочное пользование передано 1 233 га земель "прочих угодий", а не земли сельскохозяйственных угодий, включающие пашни, многолетние насаждения, залежи, сенокос, пастбища (л.д. 8-9).
Вместе с тем, в сведения Государственного кадастра недвижимости внесено разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", вместо "прочие угодья".
Заявитель считает, что сведения о виде разрешенного использования в ГКН внесены некорректно, и противоречат сведениям правоустанавливающих документов.
По его мнению, это является технической ошибкой, которая подлежит исправлению на основании заявления общества.
26 октября 2015 года ОАО "Тучковский" обратилось в кадастровую палату с заявлением об исправлении технической ошибки (л.д. 16).
Решением от 02.11.2015 кадастровая палата вынесла решение об отклонении заявления, указав, что основания для исправления технической ошибки отсутствуют (л.д. 17).
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, перевод из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.04 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В силу пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен.
В связи с этим, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.
До установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких земельных участков, за исключением особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В целях изменения вида разрешенного использования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства возможно изменить его категорию "земли сельскохозяйственного назначения" в порядке, установленном законодательством (Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Согласно ст. 7 закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в т.ч.: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Статьей 16 закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со ст. 28 закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда.
Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки.
В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости в форме документов на бумажном носителе по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости либо, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии этих сведений).
Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, технической ошибкой является ошибка, допущенная органом кадастрового учета при некорректном внесении сведений в ГКН из представленных сведений (в т.ч. правоустанавливающих документов).
Как следует из материалов дела, общество ссылается на то, что из постановления N 1418/23 следует, что земельный участок для ООО "Тучковский" образован не из земель сельскохозяйственного назначения (пашней, многолетних насаждений, залежей, сенокосов, пастбищ), т.е. тех земель, которые непосредственно заняты в сельском хозяйстве, а из прочих земель, которые в сельском хозяйстве не участвуют, а используются для иных связанных с сельскохозяйственным производством целями.
В соответствии со ст. 45 закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что сведения о земельном участке с КН 50:19:0000000:9 были внесены в Государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном, на основании данных, содержащихся в постановлении администрации Рузского района от 25.12.1992 N 1418/23 и свидетельства о праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования землей, выданного ООО "Тучковский" 25.12.1992.
Указанным постановлением сельскохозяйственным предприятиям, в т.ч.
ОАО "Тучковский", переданы земли сельскохозяйственного использования, в т.ч. сельскохозяйственные угодья и прочие угодья.
ОАО "Тучковский" передано в собственность 3056 га сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища) и в постоянное (бессрочное) пользование прочих угодий площадью 1233 га.
В свидетельстве о праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования на землю, выданном 25.12.1992 на основании постановления от 25.12.1992 N 1418/23, указано, что земли предоставлены обществу для сельскохозяйственного производства.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что в сведения ГКН правомерно перенесены сведения из правоустанавливающих документов о виде разрешенного использования земельного участка с КН 50:19:0000000:9 - для сельскохозяйственного производства.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, путем исправления технической ошибки.
В обжалуемом решении об отказе в исправлении технической ошибки орган кадастрового учета указал на отсутствие оснований для ее исправления.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Из свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования следует, что целевым назначением участка являлось сельскохозяйственное производство.
Наличие в данном свидетельстве и постановлении от 25.12.1992 сведений о предоставлении спорного участка как прочих угодий не изменяет общего назначения всех предоставленных обществу земель.
Данные земли в целом были предоставлены для сельскохозяйственного производства.
Арбитражный апелляционный суд также исходит из необходимости соблюдения единообразия судебной практики и принимает во внимание постановление Арбитражного суда Московского округа, принятое по аналогичному делу (А41-3588/16).
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года по делу N А41-3592/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3592/2016
Истец: ОАО "Тучковский"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Администрация Рузского муниципаоьного района МО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области