г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2016 г. |
Дело N А26-817/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткаченко Я.А.
при участии:
от истца: представитель Червоткин Ю.Н. (доверенность от 12.01.2016),
от ответчика: представитель Тельтевская Ю.А. (доверенность от 10.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18230/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2016 по делу N А26-817/2015 (судья Михайлова А.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ООО "Питкяранта-лес"
о взыскании,
и по встречному иску - об уменьшении арендной платы,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Питкяранта-лес" (далее - ответчик, ООО "Питкяранта-лес", общество) о взыскании 1945089 руб. 81 коп., из которых 854975 руб. 20 коп. - задолженность по арендной плате за 2012 год; 810135 руб. - задолженность по арендной плате за 2013 год; 279979 руб. 61 коп. - пени.
Определением суда от 27.02.2015 принят к совместному рассмотрению с первоначальным встречный иск общества к Министерству об уменьшении арендной платы за 2012 и 2013 годы до 1443887 руб. 20 коп., в том числе в части минимальных ставок до 1023997 руб. 35 коп.; в части, превышающей минимальные ставки, до 419889 руб. 85 коп.
Определением от 10.03.2015 арбитражный суд приостановил производство по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А26-7523/2014; определением от 25.11.2015 производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2016 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении первоначального иска, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просило решение в обжалуемой части отменить, удовлетворив требования Министерства в полном объеме. Податель жалобы полагал, что принятие обжалуемого решения нарушает принцип платности лесов, установленный статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации, и раскрытый в статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации. Министерство полагало, что решение основано на неправильном толковании судом норм материального права в части применения арендодателем средних ставок при расчете ежегодных арендных платежей.
Общество в отзыве на жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В отзыве указано, что Верховный Суд Российской Федерации определением от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171 по делу N А26-7523/2014 подтвердил недопустимость применения средних ставок, оставив в силе решение суда первой инстанции и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части отказа во взыскании арендной платы за не изъятый объем древесины, рассчитанный по средним ставкам.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда в обжалуемой части отменить, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возразил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 при отсутствии возражений сторон по проверке судебного акта в обжалуемой части до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не выходит за пределы апелляционной жалобы (за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции, Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" заключен договор аренды лесного участка от 18.12.2007, по условиям которого в аренду в целях заготовки древесины передан лесной участок площадью 38233 кв.м, расположенный на территории Пяозерского и Тунгозерского участковых лесничеств Пяозерского лесничества. Лесной участок передан арендатору по акту. Срок действия договора установлен с 17.10.2006 по 31.12.2029; договор зарегистрирован в установленном порядке 24.01.2008. В последующем произошла перемена лиц в обязательстве: арендодателем стало Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендатором - ООО "Питкяранта-лес" (дополнительное соглашение от 21.03.2012) (л.д. 13-23 т. 1).
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором. Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учётом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,41. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 15%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет арендодателю в месячный срок подтверждающие произведенную оплату документы.
Приложением N 4 "Сроки внесения арендной платы" определяется годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет, который составляет 1663625 руб., в бюджет Республики Карелия - 682169 руб.
Размер арендной платы подлежит изменению согласно пункту 2.4 договора в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Установленная пунктом 1.2 договора расчётная норма заготовки древесины составляет 20,2 тыс. куб.м. Тот же среднегодовой объём использования лесов указан в приложении N 3 к договору.
Арендатор на основании пункта 3.4.10 договора обязался полностью осваивать с 2008 года установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчётную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 договора в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
Согласно пункту 5.2 договора после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом; в пункте 5.3 договора оговорено, что все изменения к договору оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и подлежат государственной регистрации.
Арендодатель ежегодно предлагал арендатору подписать приложение N 4 "сроки внесения арендной платы" на следующий год, устанавливающее размер годовой арендной платы, отличный от подписанного при заключении договора и указанного в приложении N 4.
Из предложенного к подписанию приложения N 4 на 2012 год следует, что размер годовой арендной платы определен исходя из годового объёма лесопользования, предусмотренного в соответствии с Проектом освоения лесного участка в размере 11000 куб.м, минимальных ставок арендной платы и ставок, превышающих минимальные (перечисляемые в региональный бюджет и определяемые посредством применения к минимальным ставкам конкурсного коэффициента).
В том же приложении установлен порядок уточнения суммы арендной платы на конец года: на основании объёмов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310); в случае подачи лесных деклараций в течение года на объём, меньший установленного договором ежегодного объёма использования лесов, арендная плата на незаявленный в установленном порядке объём использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из средних ставок на 1 куб.м по хозяйствам за 2012 год. Окончательный расчёт производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением.
По состоянию на начало 2012 года (15.02.2012) размер арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет (в части минимальных ставок), определен равным 100154 руб.; подлежащей перечислению в региональный бюджет (в части, превышающей минимальные ставки) - 41060 руб. При этом на начало года арендная плата определялась, исходя из средних ставок, выведенных по результатам уточненного расчёта арендной платы за 2011 год.
Тем же способом, исходя из расчётной лесосеки, установленной Проектом освоения лесов, 11000 куб.м и средних ставок платы, выведенных по результатам уточненного расчёта арендной платы за 2012 год, на начало 2013 года определен размер арендной платы на 2013 год. Арендная плата, подлежащая перечислению в федеральный бюджет (в части минимальных ставок) составляет 95563 руб.; подлежащая перечислению в региональный бюджет (в части, превышающей минимальные ставки) - 37958 руб.
От подписания приложения N 4 на 2012, 2013 годы в предложенной Министерством редакции общество отказалось, указав в качестве причины отказа фактическое изменение порядка начисления арендной платы, установленного пунктами 2.1, 2.3 договора (л.д. 34 т. 1).
По мнению общества, невозможность определения точного размера годовой арендной платы на начало текущего года обусловлена сложившимся в Республике Карелия порядком подачи лесных деклараций, допускающим возможность заявления об объеме изымаемой древесины в течение всего текущего года, вплоть до 20 декабря. Отсутствие информации о годовом объёме и составе заявленной в рубку древесины не позволяет Министерству определить точный размер арендной платы на начало года. Это обстоятельство Министерством не опровергнуто.
Представители общества в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции пояснили, что арендатор в 2012, 2013 годах исчислял и вносил арендную плату за заявленную в декларациях и фактически изъятую древесину. Это обстоятельство подтверждено лесными декларациями, ведомостями материально-денежной оценки, платёжными поручениями, приобщенными к материалам дела.
За фактически изъятый объём древесины арендная плата исчислена и оплачена по минимальным ставкам платы, установленным Постановлением N 310. Кроме того, оплачена арендная плата за изъятый объем по ставкам, превышающим минимальные (конкурсный коэффициент).
По уточнённому на конец 2012 года расчёту арендной платы Министерство доначислило обществу арендную плату за не заявленный объём древесины, определенный как разница между ежегодным объёмом лесопользования, установленным Проектом освоения лесов (11000 куб.м), и объёмом задекларированной и фактически изъятой в 2012 году древесины. Согласно расчёту Министерства доначисленная арендная плата за незаявленный объём исчислена по средним минимальным ставкам, определенным для каждого вида рубок, как результат деления суммы платежей, рассчитанных по минимальным ставкам, за изъятую древесину, на объём изъятой древесины; арендная плата в федеральный бюджет доначислена в размере 606335 руб., в бюджет Республики Карелия - 248 640 руб. 20 коп., а всего на сумму 854975 руб. 20 коп. Аналогичным способом рассчитана арендная плата за не освоенный объем лесопользования за 2013 год. Согласно расчёту арендная плата в федеральный бюджет доначислена в размере 557085 руб., в бюджет Республики Карелия - 253050 руб. (всего 810135 руб.).
Министерство неоднократно направляло в адрес ответчика претензионные письма с требованием погасить задолженность по арендной плате и пени, которые ответчик оставил без удовлетворения.
Поскольку ответчик не погасил задолженность по арендным платежам и пени за недоосвоение установленного годового объема использования лесов, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с общества задолженности по арендной плате и пени за 2012 год, 2013 год в общей сумме 1945089 руб. 81 коп.
Общество в свою очередь обратилось со встречным иском к Министерству об уменьшении арендной платы за 2012 и 2013 годы до 1443887 руб. 20 коп. Встречные исковые требования обоснованы положениями статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество просило уменьшить размер годовой арендной платы на 2012 и 2013 годы по тем основаниям, что в отличие от установленного договором годового объёма изъятия лесных ресурсов в размере 20200 куб.м Проектом освоения лесов такой объём установлен в размере 11000 куб.м и его превышение не допускается в силу положений статьи 23, пункта 4 статьи 29, статей 87 - 88 Лесного кодекса Российской Федерации. В дополнительной письменной позиции по делу общество указало, что Министерство выполнило расчет арендной платы с применением усредненных ставок платы за древесину, что не предусмотрено действующим законодательством; арендная плата и пени начислены за недоосвоенный объем, который может быть освоен арендатором в три последующих года; неустойка за недоосвоенный в 2012 и 2013 году объем изъятия древесины арендатором полностью уплачена.
Рассмотрев данный спор с применением относящихся к предмету требований положений гражданского и лесного законодательства, процессуальных норм, суд первой инстанции счел первоначальные и встречные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Между тем общество выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного иска не оспорило.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Заготовка древесины согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено положение, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N310.
В связи с чем минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации указанной в Постановлении N310 ставки арендной платы.
В абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N73) разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно; также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Представленный в материалы дела договор аренды заключен в результате переоформления договора на аренду участков лесного фонда от 01.06.2005 N 01/05, подписанного по результатам лесного конкурса (протокол от 29.03.2005 N 85).
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", далее - Закон N 201-ФЗ). Данный порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012. При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускалось изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, размера арендной платы (пункт 10 Порядка), то есть, законодатель сохранил условия договоров в части сформировавшихся на торгах арендаторов, объемов лесопользования, размера арендной платы и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров (Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N А26-7523/2014).
В пункте 18 Постановления N 73 указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов. При переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте, определенное на торгах, правомерно воспроизведено в договоре аренды от 18.12.2007.
Суд первой инстанции, сославшись на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171, правомерно указал, что предусмотренный договором конкурсный коэффициент (1,41) является установленным по результатам торгов элементом платы; пункт 2.1 договора аренды от 18.12.2007, в котором приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Фактическим основанием настоящего иска, как установил суд первой инстанции, является согласно заявлению и имеющемуся в деле расчету Министерства недоиспользование арендатором предусмотренного Проектом освоения лесов годового объема изъятия древесины. Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12, 88 Лесного кодекса Российской Федерации является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины.
Пунктом 3 состава Проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, установлено, что Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов.
Отказывая Министерству в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно указал, что содержащееся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации условие о порядке установления минимального размера арендной платы является императивным, поскольку направлено на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку напрямую противоречит названной норме закона.
Следовательно, арендная плата, рассчитанная Министерством за недоосвоенный объём древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит. Если основное обязательство является недействительным (ничтожным) и, соответственно, не порождает для его сторон каких-либо прав и обязанностей, то и обеспечивающее его обязательство также недействительно.
Таким образом, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 12, 73, 74, 88, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 447, пункта 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункта 18 Постановления N 73, статьи 4 Закона N 201-ФЗ; содержащиеся в Постановлении N 310 разъяснения, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку суд первой инстанции в результате всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме. Следовательно, выводы суда, изложенные в обжалуемой части судебного акта, соответствуют обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 мая 2016 года по делу N А26-817/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-817/2015
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Лоухское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Питкяранта-лес"
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-597/17
28.10.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18230/16
22.08.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17983/16
24.05.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-817/15