г. Санкт-Петербург |
|
03 февраля 2016 г. |
Дело N А56-63627/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица; Федосеенко Л.Л., доверенность от 26.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-29773/2015) закрытого акционерного общества "Промотходы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2015 по делу N А56-63627/2015 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу
к закрытому акционерному обществу "Промотходы"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении ЗАО "Промотходы" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом по правилам главы 29 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 02.11.2015 заявление Департамента удовлетворено, ЗАО "Промотходы" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 02.11.2015 отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Как указывает податель жалобы, на момент вынесения решения судом первой инстанции постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2015 N 1062 утверждено новое Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, которое не предусматривает такого лицензионного требования как мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Департамент извещен надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направил, письменный отзыв не представил.
Апелляционная жалобы рассмотрена в порядке статей 156 и 266 АПК РФ без участи представителей Департамента.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Апелляционная коллегия, исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив доводы жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Промотходы" осуществляет эксплуатацию полигона, расположенного по адресу: 188686, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Самарка, участок 1 с 2002 года по настоящее время.
На данном полигоне ЗАО "Промотходы" осуществляет деятельность по размещению отходов III, IV классов опасности на основании лицензии серия 78 N 00085 от 11.10.2013, выданной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.
В период с 07.07.2015 по 24.08.2015 должностными лицами Департамента на основании распоряжений N ПВ-46/13-14-16 от 30 июня 2015 года и ПВ-46/13-14-16 -Прод. от 03 августа 2015 года проведена плановая выездная проверка деятельности Общества, в ходе которой установлено нарушение Обществом лицензионных требований и условий, выразившихся в непроведении лицензиатом мониторинга, что является нарушением ст. 11, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), подпункта "е" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности", п. 8.6. СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию", п. 1.30, п. 1.32 "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России от 02.11.1996 г.), 5.4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.07.2001 N 19 "О введении в действие Санитарных правил - СП 2.1.5.1059-01" (вместе с "СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила":
- ЗАО "Промотходы" не разработана программа экологического мониторинга (проект), включающая в себя систему управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающими предотвращение загрязнения объектов окружающей среды в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигона, а также порядок сбора, хранения, анализа, оценки результатов аналитического контроля, прогноза изменений состояния и загрязнений окружающей среды, что является нарушением п. 1.30 "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утверждена Минстроем РФ 02.11.1996);
- в нарушении п. 8.6. СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию" ЗАО "Промотходы" не организовало сеть наблюдательных скважин; в нарушении п. 1.32 Инструкции у ЗАО "Промотходы" на расстоянии 50-100 м от полигона отсутствуют сооружения для отбора проб воды с целью выявления влияния на нее стоков полигона. Расположенная на расстоянии 350 метров от границы полигона скважина не позволяет оценить влияние фильтрата с тела полигона на грунтовые воды;
- отчеты по мониторингу состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия отсутствуют. ЗАО "Промотходы" не производит анализ результатов годичного цикла наблюдений за состоянием окружающей среды, не изучает динамику изменений компонентов окружающей среды;, не изучает причины наблюдаемых и прогнозируемых изменений состояния окружающей среды и в случае выявления превышений установленных концентраций, не разрабатывает мероприятия по минимизации влияния деятельности предприятия на окружающей среду;
- концентрация ряда веществ в контрольной скважине (скважина N 103, расположена ниже по течению грунтовых вод, чем фоновая) значительно ниже, чем в фоновой (скважина N 102) находящихся выше тела полигона, при этом в скважине N 103 содержание нефтепродуктов в 4,4 раза, нитратионов в 4,4 раза, нитритионов в 1,8 раза выше фоновой, что не позволяет дать достоверную оценку о влиянии полигона ТБО на грунтовые воды и свидетельствует о неверном расположении контрольных створов.
- в нарушение 5.4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.07.2001 N 19 "О введении в действие Санитарных правил - СП 2.1.5.1059-01" (вместе с "СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001) ЗАО "Промотходы" не осуществляет исследования качественного химического анализа грунтовых вод по следующим загрязняющим веществам: АПАВ, фенол, нефтепродукты.
По результатам проверки составлен Акт проверки N ПВ-46/13-14-16 от 24.08.2015 и протокол NАД-13-237/2015 от 26.08.2015 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Департаментом в арбитражный для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии от 11.10.2013 года серии 78 N 00085.
На момент проверки и выявления правонарушение действовало Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства от 28.03.2012 N 255, в соответствии с которым проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в силу подпункте "е" пункта 3 названного Положения отнесено к одному из лицензионных требований и условий, несоблюдение которого влечет ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
15.10.2015 вступило в силу новое Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2015 N 1062, в соответствии с пунктом 3 которого лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
д) для работ по размещению отходов I - IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В силу пункта 4 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относится невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также:
а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, обязанность по проведению лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с 15.10.2015 не включена законодателем в перечень лицензионных требований и условий, а следовательно оснований для привлечения Общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не имелось, так как с силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
Решение суда первой инстанции вынесено 02.11.2015 без учета вышеприведенных нормативный положений, в связи с чем подлежит отмене.
По сути, после принятия нового Положения о лицензировании, исключившего из лицензионных условий требование о проведении лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, выявленные в ходе проверки нарушения следует квалифицировать по статье 8.2 КоАП РФ как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, при наличии соответствующих доказательств. Однако решение вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в силу статьи 23.1 КоАП не отнесено к компетенции арбитражный судов.
В силу части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Учитывая изложенное, апелляционная жалобы подлежит удовлетворению с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Департамента о привлечении ЗАО "Промотходы к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 ноября 2015 года по делу N А56-63627/2015 отменить.
В удовлетворении заявления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о привлечении закрытого акционерного общества "Промотходы" (ОГРН 1024700556693) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-63627/2015
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу
Ответчик: ЗАО "Промотходы"