Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2017 г. N Ф07-11778/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
06 октября 2016 г. |
Дело N А21-1610/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен,
от ответчика: представитель Киселев М.Ю. (по доверенности от 28.03.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22280/2016) ООО "Маленькая страна"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.07.2016 по делу N А21-1610/2016 (судья Лобанова Е.А.), принятое
по иску Администрации ГО "Город Калининград"
к ООО "Маленькая страна" о взыскании,
установил:
Администрация городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900770222) (далее - Администрация, Истец) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Маленькая страна" (ОГРН 1043902843368) (далее - Общество, Ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за землю по договору N 009590 на передачу в аренду городских земель от 13.10.2008 за период с 01.07.2013 по 31.12.2015 в размере 524 488 руб. 56 коп., пеней по состоянию на 15.02.2016 в размере 312 083 руб. 86 коп.
Решением арбитражного суда от 08.07.2016 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в иске, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, размер арендной платы должен быть установлен с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в том числе социально значимого вида деятельности арендатора. Как полагает податель жалобы, положения постановления Правительства Калининградской области N 336, устанавливающие двукратный размер арендной платы по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства, если объект не введен в эксплуатацию, противоречат основным принципам определения арендной платы, в том числе необходимости поддержки предпринимателей, осуществляющих социально значимый вид деятельности. Также Ответчик полагает поведение Администрации недобросовестным и не подлежащим судебной защите в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Истец содействовал увеличению сроков строительства неисполнением своих обязанностей по организации подключения Общества к городским сетям. По существу спора Общество считает, что не виновно в нарушении обязательства в силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку предприняло все зависящие от него меры для его надлежащего исполнения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил, дело рассматривалось в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя Ответчика, апелляционный суд установил следующее.
Между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды от 13.10.2008 N 009590 в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:15:13 10 05:0155 площадью 1,3550 га, находящегося по ул. Верхние поля в Ленинградском районе города Калининграда, в границах, обозначенных в плане (приложение N 1 к договору), предоставленного под строительство детского сада и оздоровительного центра, сроком до 15.08.2011. Договор аренды действует в редакции ряда последовательно заключенных дополнительных соглашений.
Соглашениями N 009590-3 от 30.12.2011, N 009590-4 от 31.08.2012 срок аренды продлялся до 01.03.2012, до 01.12.2013 соответственно.
Постановлением Администрации от 27.12.2013 N 2064 "О продлении ООО "Маленькая страна" срока аренды земельного участка по ул.Верхние поля в Ленинградском районе, предоставленного постановлением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 15.08.2008 N 1303 "О предоставлении ООО "Маленькая страна" земельного участка по ул.Верхние поля в Ленинградском районе под строительство детского сада и оздоровительного центра" срок аренды земельного участка был продлен до 01.07.2014.
По условиям договора (раздел пятый) арендатор обязался приступать к строительству после получения разрешения на строительство в Комитете архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград"; в течение трех лет со дня принятия названного постановления Администрации закончить строительство объектов и сдать объект в эксплуатацию.
Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20.08.2009 Обществу выдано разрешение на строительство N RU39315000 - 229/2009 сроком действия до 20.03.2010, которое продлевалось Комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград". Действие распоряжения прекращено 03.07.2015. В связи корректировкой проектной документации на основании заявления Общества выдано новое разрешение на строительство детского сада (1 этап строительства). Разрешение на строительство пищеблока (2 этап строительства) выдано 03.04.2014.
03.08.2011 зарегистрировано право собственности Общества на объект незавершенного строительства - детский сад, расположенный по адресу: Калининградская область, г. Калининград, ул.Верхние Поля, дом 12, степень готовности 6%.
Разрешение на ввод в эксплуатацию здания пищеблока детского сада выдано Обществу 10.04.2015, разрешение на ввод в эксплуатацию детского сада - 13.08.2015.
В то же время, Администрацией было подготовлено соглашение N 009590-5 от 29.01.2014, которое направлено в адрес Общества. В данном соглашении продлен срок аренды; с 15.05.2012 арендная плата за земельный участок установлена в размере двукратной арендной платы, установленной по настоящему договору, в связи с тем, что по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, для строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости.
Не согласившись с пунктом 4.10 договора аренды в новой редакции, Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о применении к правоотношениям сторон по договору N 009590 от 13.10.2008 в части определения арендной платы постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, а также об исключении пункта 1.4 соглашения от 29.01.2014 N009590-5 об изменении и дополнении договора аренды.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области суда от 27.10.2014 по делу N А21-5908/2014 в удовлетворении иска отказано, поскольку суд посчитал, что Обществом не выполнены обязательства по договору аренды (пункт 5.2.2), в связи с чем установление двукратного размера арендной платы с 15.05.2012 на основании постановления Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 является правомерным.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Ответчиком договорных обязательств по внесению арендной платы, Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении иска, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В силу положений статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении платы за пользование имуществом, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу положений статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы в Калининградской области определен постановлением Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 10 Порядка (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается органами местного самоуправления в размере не менее двукратной арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено земельным законодательством.
Доводы Ответчика о противоречии Порядка положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) подлежат отклонению в связи со следующим.
Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) закрепил право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные Постановлением N 582 принципы не содержат требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Названным Постановлением N 582 не утверждалась единая методика расчета ставок арендной платы.
Как следует из пункта 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Таким образом, Постановление N 582 является лишь ориентиром при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применимо только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
Как следует из материалов дел, земельный участок был предоставлен Обществу для строительства в 2008 году, по истечении трех лет объект в эксплуатацию введен не был, в связи с чем Администрация правомерно произвела расчет арендной платы с 15.05.2012 на основании Постановления N 336, исходя из двукратного размера арендной платы.
Доводы подателя жалобы об отсутствии вины Общества в нарушении сроков ввода объекта в эксплуатацию, злоупотреблении Администрацией своим правом не подтверждены допустимыми доказательствами, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку Ответчик не представил доказательств внесения арендной платы в установленных порядке и размере, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.07.2013 по 31.12.2015 в размере 524 488 руб. 56 коп.
Требование о взыскании пеней соответствует положениям статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4.11 договора аренды, в связи с чем правомерно удовлетворено судом в размере 312 083 руб. 86 коп.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1610/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2017 г. N Ф07-11778/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация ГО "Город Калининград"
Ответчик: ООО "Маленькая страна"