Требование: о взыскании долга
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А56-11739/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21071/2016) Министерства транспорта Архангельской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2016 по делу N А56-11739/2016 (судья Дудина О.Ю.), принятое
по иску Министерства транспорта Архангельской области
к ООО "МБ Проект 3"
о взыскании
установил:
Министерство транспорта Архангельской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МБ Проект 3" (далее - Общество, ответчик) 971 788 руб. 40 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов.
Решением от 16.06.2016 в иске отказано.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы истец ссылался на то, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что иск заявлен Министерством транспорта Архангельской области в пользу Агентства по транспорту Архангельской области. Истец указывал на допущенную в иске опечатку, о чем свидетельствуют приложенные к иску документы, а именно: копия Указа Губернатора Архангельской области, выписка из ЕГРЮЛ.
В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие со ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Актам N 59, N 60 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, 09.05.2014 и 12.05.2014 в период введения временного ограничения движения транспортных средств, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа, автотранспортными средствами, на посту весового контроля ПВК N 1, г.Котлас, 297 км а/д Усть-Вага-Ядриха", выявлено нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих перевозку тяжеловесного груза автотранспортом (тягач марки Мерседес AXOR 1835LS государственный регистрационный знак В130НК 178, прицеп ШМИТЦ CARGOBULL государственный регистрационный знак ВВ1077 78), находящиеся в пользовании у Общества, а именно: превышение осевой нагрузки. Поскольку Обществу в добровольном порядке плату за превышение общей массы и осевых нагрузок не внесло, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Министерства законных полномочий для взыскания платы за провод тяжеловесных грузов в пользу Агентства по транспорту Архангельской области.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом и считает, что имеются основания для отмены решения суда, исходя из следующего.
Как следует из представленных в материалы копий указа Губернатора Архангельской области от 25.11.2015 N 112-у "Об исполнительных органах государственной власти Архангельской области, Постановления Правительства Архангельской области от 01.12.2015 N 489-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 24.07.2012 N 319-пп (л.д. 42- 44), а также выписки из ЕГРЮЛ в отношении министерства транспорта Архангельской области по состоянию на 27.01.2016, Агентство по транспорту Архангельской области переименовано как юридическое лицо в министерство транспорта Архангельской области. Таким образом, министерство транспорта Архангельской области обладало правом на предъявление настоящего иска в суд.
Как видно из материалов по делу, в исковом заявлении в просительной части допущена техническая ошибка, указано о взыскании денежных средств в пользу Агентства по транспорту Архангельской области вместо министерства транспорта Архангельской области.
При этом исковое заявление подписано представителем по доверенности, выданной министерством транспорта Архангельской области. В вводной части искового заявления в качестве истца указано министерство транспорта Архангельской области.
Несоответствие вводной и просительной части искового заявления, является основанием согласно ст. 128 АПК РФ для оставления искового заявления без движения, но поскольку исковое заявление было принято к производству, суд первой инстанции в дальнейшем необоснованно пришел к выводу о наличии оснований к отказу в иске.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определение порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядка определения размера такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения возложено на Правительство Российской Федерации.
Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В целях установления порядка возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядка определения размера такого вреда, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (пункт 3 Правил N 934).
Пунктом 5 Правил N 934 предусмотрено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно постановлению Правительства Архангельской области от 13.04.2010 N 109-пп размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения на территории Архангельской области определяется в соответствии с показателями согласно приложению к Правилам N 934.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области N 125-пп от 03.04.2014 г. (О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или муниципального значения Архангельской области и Ненецкого АО в 2014 году). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 272 от 15 апреля 2011 года "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом", тяжеловесным грузом является транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в Приложении N 1 и N 2. Провоз грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения автотранспортным средством, принадлежащим ООО "Транко", 09 и 12 мая 2014 года, осуществлен с превышением установленных ограничений по осевым и (или) полным массам автотранспортных средств, несанкционированно (без специальных разрешений), без внесения платы в счет возмещения ущерба (вреда) за провоз тяжеловесного груза, носящей обязательный характер. По фактам превышения осевых нагрузок составлены акты и произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, взимаемой в целях компенсации ущерба (вреда), наносимого автомобильным дорогам, в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утверждены Постановлением Правительства РФ N 934 от 16.11.2009 г.).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае факт выявленного нарушения подтверждается актами N 59 от 09.05.2014 и N60 от 12.05.2014.
Материалами дела подтверждается факт принадлежности транспортного средства ответчику и то, что у общества отсутствовало специальное разрешение, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Таким образом, размер задолженности по плате за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области, образовавшийся в результате нарушения ответчиком правил перевозки тяжеловесных грузов составил 971.788 руб. 40 коп. (163.367,30 руб. +808 421,10 руб.).
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2016 по делу N А56-11739/2016 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "МБ Проект 3" в пользу Министерства транспорта Архангельской области 971 788 руб. 40 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11739/2016
Истец: Министерство транспорта Архангельской области
Ответчик: ООО "МБ Проект 3"