Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2017 г. N Ф07-12197/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2016 г. |
Дело N А21-2703/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Донцова С.Ю. на основании приказа N 1 от 08.10.2014
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23836/2016) ООО "УК РСУ - 6" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.07.2016 по делу N А21-2703/2016 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "УК РСУ - 6"
к Государственной жилищной инспекции (службе) Калининградской области
о признании незаконным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РСУ-6" (ОГРН 1143926032975, место нахождения: Калининград, ул. Дюнная, д. 18) (далее - ООО "УК РСУ-6", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области (место нахождения: Калининград, ул. Баранульская, 4) (далее - Инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным Предписания N М85/Я-1197 от 23.03.2016 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением от 26.07.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что работы по дезинфекции подвальных помещений, восстановлению теплоизоляционного слоя на внутридомовых сетях отопления и горячего водоснабжения договором управления не предусмотрены и не входят в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290. Выводы суда первой инстанции о непринятии Обществом мер по ликвидации затопления подвальных помещений противоречат обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Податель жалобы также полагает необоснованными выводы суда первой инстанции о необходимости ремонта ВДС.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 22.03.2016 на основании приказа N 847 от 14.03.2016 в связи с обращением гражданки Я., проживающей по адресу: Калининград, ул. Белгородская, д. 12, кв. 7, Инспекцией проведена проверка в отношении Общества, в ходе которой административным органом выявлены нарушения требований норм жилищного законодательства.
Инспекцией установлено, что техническое подполье домов N 12-14-16 по ул. Белгородской затоплены водой. На внутридомовых сетях отопления и ГВС нарушена, местами отсутствует тепловая изоляция, что зафиксировано в акте проверки N 847ЗВВ от 22.03.2016.
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу, что Обществом нарушены требования пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 2 статьи 162 ЖК РФ, пунктов 3.4.1, 3.4.8, 5.2.22, 5.3.11, 5.8.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, подпункта д) пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
На основании выявленных нарушений Инспекцией выдано Обществу предписание N 285/Я1197 от 23.03.2016 в соответствии с которым ООО "УК РСУ-6" надлежало в срок до 01.05.2016 выполнить ремонт внутридомовых канализационных сетей, установить ревизии в доме N 8-18 по ул. Белгородской; выполнить очистку и осушение подвальных помещений в доме N 8-18 по ул. Белгородской. Выполнить дезинфекцию, дезинсекцию; восстановить теплоизоляционный слой на внутридомовых сетях отопления и ГВС в доме N 8-18 по ул. Белгородской.
Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Не согласившись с означенным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
Материалами дела подтверждается, что функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту многоквартирного дома по вышеуказанному адресу возложены на ООО "УК РСУ - 6", которое добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества этого дома, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в МКД устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества входят помещения общего пользования, в том числе: технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в МКД оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления МКД с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (подпункт "а" пункта 16 Правил N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество МКД должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества МКД включает в себя: осмотр общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества дома.
Требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции дома независимо от желания собственников отдельных помещений и включения ими соответствующих услуг в договор с управляющей организацией.
Пунктом 1.8 Правил N 170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
В силу пункта 3.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Согласно пункту 3.4.8 Правил N 170 в соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
В соответствии с пунктом 5.8.2 Правил, система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/см2 (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа).
Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (пункт 5.2.22 Правил).
Для снижения теплопотерь следует изолировать стояки систем горячего водоснабжения эффективным теплоизоляционным материалом (пункт 5.3.11 Правил).
Факт нарушения Обществом вышеперечисленных требований установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 22.03.2016, фотоматериалами.
Проверкой установлено, и не оспорено Обществом, что техническое подполье МКД затоплено водой, на внутридомовых сетях отопления и ГВС нарушена, местами отсутствует тепловая изоляция.
Как следует из акта проверки, подписанного представителем Общества, дополнительных документов, поясняющих невозможность исполнения пунктов предписания, Обществом не представлено, каких-либо пояснений по установленным в ходе проверки фактам не давалось, кроме того, что на момент проверки проводятся работы по осушению подвала.
Между тем, доказательства, подтверждающих, что Обществом до проведения проверки были приняты все зависящие от него достаточные и эффективные меры, направленные на соблюдение правил содержания и ремонта указанного дома, своевременное выполнение работ, в материалах дела отсутствуют.
Как следует из актов, представленных заявителем в рамках проведенной проверки, в феврале 2016 года производилась прочистка ливневых колодцев, откачка бытовых стоков, вместе с тем, в марте подвал вновь затоплен водой, в виду чего судом сделан обоснованный вывод о том, что мер, направленных на выявление причины затопления Обществом предпринято не было.
Суд обоснованно указал, что для решения вопроса относительно установления причин затопления подвала и способов устранения нарушений необходимо привлечь специализированную организацию. Уведомление собственников о необходимости проведения технической экспертизы в материалах дела отсутствуют. Причины затопления и, соответственно, способы устранения нарушений, Обществом не устанавливались.
Однако, нормами жилищного законодательства, в том числе нормами ЖК РФ, Правилами N 491, Правилами N 170, данная обязанность возлагается на управляющую организацию.
Пунктом 2.1.1. договора управления спорного МКД установлена обязанность управляющей организации осуществлять деятельность по управлению общим имуществом собственников в соответствии с целями, указанными в п. 1.2 договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества.
Приложением N 2 к договору управления определен перечень работ за установленную плату, который включает техническое обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций: сетей ГВС, ХВС, отопления, электроснабжения, канализации.
Актом сезонного осмотра от 10.04.2015 ООО "УК РСУ-6" установлено удовлетворительное состояние ВДС канализации, так же выдан паспорт готовности дома к отопительному сезону 27.08.2015. Иных актов осмотров не предоставлено. Таким образом, ООО "УК РСУ-6" при проведении осмотров 10.04.2015, 27.05.2015 не установлена необходимость ремонта ВДС канализации и восстановления тепловой изоляции. Обоснованные предложения собственникам не направлялись.
Положениями ЖК РФ, Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 обязанность надлежащего содержания и технического обслуживания общего имущества МКД возложена на управляющую компанию - ООО "УК РСУ-6". Кроме того, исходя из пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования. Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Более того, статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Вопреки доводам подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах, установив в ходе проведения внеплановой проверки нарушение Обществом требований жилищного законодательства, Инспекция правомерно выдала предписание N М85/Я-1197 от 23.03.2016.
В материалах дела не имеется доказательств принятия Обществом как управляющей организацией всех зависящих от него мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
При этом суд правомерно указал, что управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, для которых управление многоквартирными домами является основной предпринимательской деятельностью, целью которой является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, обеспечение надлежащего содержания их общего имущества.
Апелляционный суд находит, что предписание, выданное заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, содержит четкую формулировку относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При таких обстоятельствах, вынесенное предписание инспекции является законным, исполнимым и отмене не подлежит.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований, предусмотренных в статье 201 АПК РФ, для признания предписания недействительным.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.07.2016 по делу N А21-2703/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2703/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2017 г. N Ф07-12197/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "УК РСУ - 6", ООО "УК РСУ-6"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция (служба) Калининградской области