Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А56-38366/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Шашурина А.Р. по доверенности от 09.02.2016, Александров К.Р. по доверенности от 09.02.2016
от ответчика (должника): Сазонов Г.В. по доверенности от 28.03.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25956/2016) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2016 по делу N А56-38366/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Пискаревский - 28"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
Товарищество собственников жилья "Пискаревский - 28" (ОГРН 1067847013244, адрес: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 28, далее - ТСЖ, Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, корп. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) от 17.02.2016 N 12/83.
Решением суда первой инстанции от 18.08.2016 заявление удовлетворено, предписание ГЖИ от 17.02.2016 N 12/83 признано недействительным. С инспекции в пользу заявителя взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, административный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что предписание инспекции от 17.02.2016 N 12/83 является законным.
В судебном заседании представитель ГЖИ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ТСЖ против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, по результатам проведенного Инспекцией систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении товариществами собственников жилья деятельности выявлено нарушение ТСЖ обязательных требований при управлении многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 28.
Инспекцией установлено, что в нарушение требований части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в протоколе N 2 от 20.11.2013 в повестке дня не вынесен на рассмотрение вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта; в нарушение части 4 статьи 170 ЖК РФ на общем собрании собственников не определены вопросы по пунктам 1-5; в нарушение требований части 5 статьи 170 ЖК РФ счет для формирования фонда капитального ремонта открыт 24.10.2014, то есть решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не было реализовано в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта РФ порядке региональной программы капитального ремонта (решение принято после 21.08.2014), следовательно совершение операций по специальному счету ТСЖ неправомерно.
ТСЖ выдано предписание от 17.02.2016 N 12/83, которым предписано в срок до 06.06.2016 устранить нарушения требований ЖК РФ; денежные средства перевести на счет НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"; осуществлять формирование фонда капитального ремонта в соответствии с распоряжением администрации Калининского района от 23.12.2014 N 946-р; представить в Инспекцию справку банка о переводе денежных средств.
Данное предписание оспорено ТСЖ в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 169 Кодекса обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Кодекса Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Кодекса).
Суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, пришел к выводу, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет.
Как следует из представленного протокола общего собрания собственников помещений от 25.11.2013, собственники выбрали один из способов по формированию фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. Также согласно протоколу собственники приняли решения по пунктам 1-5 части 4 статьи 170 ЖК РФ, а именно: приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете многоквартирного дома; определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт; утвержден перечень работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества; утверждены сроки проведения капитального ремонта; принято решение утвердить владельца специального счета - ТСЖ; определена кредитная организация.
Судом также установлено, что нарушение сроков, предусмотренных частью 5 статьи 170 ЖК РФ, для открытия специального счета допущено по причине реорганизации в 2014 году ОАО "Сбербанк России" в ПАО "Сбербанк России".
В силу изложенного суд правомерно исходил из того, что в данном случае открытие банком специального счета после 21.08.2014 не является основанием для включения спорного дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального строительства и не реализовали его.
В рассматриваемом случае нарушение срока открытия специального счета не является основанием для выдачи в адрес Товарищества предписания и нарушения прав собственников помещений, выразивших свое желание аккумулировать взносы на специальном счете, а не на счете регионального оператора.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с указанным выводом суда, что не может быть положено в основу отмены судебного акта.
С учетом установленных обстоятельств суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемой предписание Инспекции не соответствуют закону (статье 170 Кодекса), нарушают права и законные интересы заявителя, а также собственников помещений в спорном жилом доме, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае имеется установленная частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ совокупность условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
С учетом вышеприведенного, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 18.08.2016, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области следует оставить без изменения, а жалобу ГЖИ - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2016 по делу N А56-38366/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38366/2016
Истец: ТСЖ "ПИСКАРЕВСКИЙ - 28"
Ответчик: Государтсвенная жилищная инспекция Сантк-Петербурга