Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2016 г. |
Дело N А21-1402/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Сомовой Е.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от заинтересованного лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19956/2016) ООО "УК Сельма" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.06.2016 по делу N А21-1402/2016 (судья Залужная Ю.Д.)
по заявлению ООО "Управляющая компания Сельма"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
третье лицо: МП "Калининградтеплосеть"
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сельма" (далее - заявитель, ООО "УК "Сельма") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области (далее - ГЖИ, жилищная инспекция) от 17.11.2015 N 661/М-4307
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МП "Калининградтеплосеть".
Решением суда первой инстанции ООО "УК Сельма" в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК Сельма" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по тем основаниям, что частью 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено сохранение прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и собственниками многоквартирного дома (далее МКД), которые имеют место по обслуживаемому управляющей компанией жилому дому, поэтому возложение на общество обязанности заключить договор горячего водоснабжения (снабжения тепловой энергией) с поставщиками услуг, незаконно.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 22.12.2015 Государственной жилищной инспекцией Калининградской области на основании приказа от 10.12.2015 N 11919 проведена проверка ООО "УК Сельма" по жалобе жильца данного дома в отношении изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги в доме N40 по ул.ген.Челнокова в г.Калининграде.
Предметом проверки, как следует из приказа, являлось соблюдение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, лицензионных требований; по нарушению прав потребителей. Проверка проводилась в присутствии законного представителя общества.
По итогам проверки составлен акт N 1919 ДНА от 22.12.2015 г., которым зафиксировано нарушение п.31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, ч.1 ст.161, ч.2 и ч.3 ст.162 Жилищного кодекса РФ.
По факту выявленных нарушений обществу выдано предписание 22.12.2015 N 661/М-4307, которым в срок до 01.04.2016 предписано заключить договор горячего водоснабжения (снабжения тепловой энергией) с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями законодательства и договором управления МКД, копию договора представить в инспекцию.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, отказал обществу в удовлетворении заявленного требования, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом решения и действия (бездействие) могут быть признаны недействительными (незаконными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что протоколом общего собрания собственников МКД N 40 по ул.ген.Челнокова в г.Калининграде от 18.05.2015 г. общество выбрано в качестве управляющей компании и с указанного времени приступило к исполнению данных функций.
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора управления МКД от 08.06.2015 ООО "УК Сельма" обязано предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в МКД в качестве исполнителя коммунальных услуг при условии заключения договоров поставки коммунальных ресурсов в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством РФ, в том числе, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъясняет, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Постановления N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственники не могут самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Ранее принятое собственниками жилых помещений решение вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения (пункт 27 Постановления N 124).
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением вновь проведенного общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги, прописанного договором управления многоквартирным домом, означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Данный вывод соответствует определению Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259.
Пунктом 4 раздела 2 постановления Правительства РФ N 416 от 15.05.2013 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" определено, что к функциям управляющей компании относится, в том числе, заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме.
Материалами проверки подтверждается, что ООО "УК Сельма" не предпринимало мер к заключению договора с ресурсоснабжающей организацией по обеспечению теплоснабжения.
Вместе с тем, МП "Калининградтеплосеть" в адрес ООО УК Сельма" направляло письменное предложение (оферта) исх. N 17711 о заключении договора теплоснабжения для целей оказания коммунальных услуг, к которому был приложен подписанный со стороны МП Калининградтеплосеть" проект договора теплоснабжения, содержащий все необходимые существенные условия.
Однако 23.11.2015 ООО "УК Сельма" возвратило весь пакет документов в адрес МП "Калининградтеплосеть", то есть письменно уклонилось от заключения договора по формальным основаниям.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд первой инстанции объективно оценил обстоятельства дела и обоснованно указал, что Государственной жилищной инспекцией представлены достаточные и убедительные доказательства законности выданного обществу предписания.
Апелляционным судом проверены доводы общества о допущенных инспекцией в ходе проверки грубых нарушения Федерального закона РФ N 294-ФЗ и отклонены как несостоятельные. Процессуальных нарушений судом не установлено.
Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, изложенную в заявлении, которой судом первой инстанции дана полная оценка, оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал объективную правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.06.2016 по делу N А21-1402/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "УК Сельма" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1402/2016
Истец: ООО "Управляющая компания Сельма"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция (Служба) Калининградской области
Третье лицо: МП "Калининградтеплосеть"