Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2017 г. N Ф07-1912/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А42-1722/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Яцук Е.А.
при участии:
от заявителя: Никулина И.А. по доверенности от 26.09.2015 N 51АА0622386
от заинтересованного лица: Харченко О.В. по доверенности от 11.01.2016 N 14-27/000094, Толстых Н.В. по доверенности от 03.11.2016 N 14-11/046662
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25413/2016) Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2016 по делу N А42-1722/2016 (судья Муратшаев Д.В.), принятое
по заявлению Центрального Банка РФ
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании недействительными решении и требования
установил:
Центральный банк Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, юридический адрес: ул. Неглинная, д. 12, г. Москва) (далее - Банк, заявитель, налогоплательщик) в лице Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (адрес: ул. Профсоюзов, д.11, г.Мурманск) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (ИНН 5190100360, ОГРН 1045100223850, юридический адрес: ул. Комсомольская, д. 4, г. Мурманск) (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными от 14.10.2015 N 34134 и решения от 14.10.2015 N34133 и требования от 09.02.2016 N 164 в части отказа в исключении земельного участка N51:20:0003202:7 из числа объектов обложения земельным налогом в 2013 и 2014 году и начисления земельного налога.
Решением суда от 01.08.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что спорный земельный участок не является стратегически важным объектом, не соответствует критериям объектов, связанных непосредственно с выполнением Вооруженными силами РФ задач и функций, в связи с чем является объектом обложения земельным налогом с применением ставки 0,3%. По мнению налогового органа, пени начислены правомерно, в связи с чем основания для признания требования от 08.02.2016 N 164 недействительным отсутствуют.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Банка против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить в силе по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2013 и 2014 год, в связи с исключением Банком из объектов налогообложения земельного участка N 51:20:003202:7, представленных 27.04.2015, Инспекцией составлены акты от 06.08.2015 N 34618 и 34620.
На основании материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика, Инспекцией 14.10.2015 вынесены решения N 34133 и 34144 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанными решениями Банку доначислен земельный налог за 2013 и 2014 годы в сумме 98 728 руб. за каждый период.
Основанием для доначисления сумм земельного налога послужил вывод налогового органа о том, что указанный земельный участок, расположенный по адресу: г. Мурманск, ул. Чумбарова-Лучинского, д.14, используемый для размещения полевого учреждения Банка России "Нахимовское" в целях банковского обслуживания воинских частей, относится к категории земель ограниченных в обороте и в соответствии с пунктом 2 статьи 289 НК РФ признается объектом обложения земельным налогом.
Решениями УФНС по Мурманской области от 25.12.2015 N 440 и 441 решения Инспекции оставлены без изменения.
08.02.2016 Инспекцией налогоплательщику выставлено требование N 164 о взыскании пеней в сумме 8 470 руб. 86 коп., начисленных на сумму недоимки в размере 197 456 руб.
Банк, полагая неправомерными решения Инспекции, а также выставленное на основании решений требование N 164 от 08.02.2016, обратился в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ, действовавшей до 01.01.2013, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не признаются объектом налогообложения.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ утратили силу с 01.01.2013, в результате чего земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности исключены из перечня земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения. Земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для нужд обороны, безопасности и таможенных нужд, включены в перечень земельных участков, для которых предусмотрено установление более низкой (льготной) налоговой ставки, которая не может превышать 0,3% (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Следовательно, с 01.01.2013 законодательно установленное право на полное освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных для нужд обороны, утрачено.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что к изъятым из оборота отнесены земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не указанные в пункте 4 названной статьи.
Согласно статье 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Следовательно, основанием отнесения земельных участков к категории ограниченных в обороте либо изъятых из оборота является не характеристика самого земельного участка, а статус объекта на нем расположенного, и без этих данных невозможно отнести земельный участок к определенной категории.
По результатам проверки налоговым органом сделан вывод, что земельный участок с кадастровым номером N 51:20:003202:7 ограничен в обороте.
Из материалов дела усматривается, что рассматриваемый земельный участок с 20.08.2008 находится в собственности Российской Федерации (Свидетельство о государственной регистрации права N 51-АВ 078556 (л.д. 51 том 1). Из свидетельства о государственной регистрации права серии 51-АА N 159832 следует, что указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ЦБ РФ (л.д. 52 том 1).
Согласно распоряжению первого заместителя Председателя Банка России от 21.12.1998 N Р-709 "О размещении полевого учреждения Банка России Нахимовское" и двустороннему акту от 15.04.1999 "О передаче в пользование (без передачи на баланс) Нахимовскому полевому учреждению административного здания, расположенного по ул. Чумбарова-Лучинского, д.14" в указанном здании размещается Нахимовское полевое учреждение Банка России N 10511.
Статьей 86 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
Согласно пункту 3 "Положения о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России)", (далее - Положение), утвержденного приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 05.06.1998 N ОД-270ДСП/262ДСП, полевые учреждения Банка России в своей деятельности руководствуются федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", "Об обороне", иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, воинскими уставами, нормативными актами Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, а также настоящим положением.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Положения полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России. Создание, реорганизация, передислокация и ликвидация полевых учреждений производятся по решениям Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по согласованию с Банком России.
В силу подпунктов 6, 10 Положения, полевые учреждения создаются в составе видов и родов войск Вооруженных сил РФ при армиях, дивизиях, имеют действительное и условное наименование воинской части, печать установленного образца.
На основании пункта 15 Положения для комплектования полевых учреждений Банка России к соответствующим полевым учреждениям прикомандировываются соответствующие офицеры Вооруженных сил Российской Федерации, пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ, внутренних войск МВД РФ и т. п. Офицеры, прикомандированные к Банку России, считаются проходящими военную службу.
Пунктом 20 Положения установлено, что Министерство обороны РФ по предложениям Банка России организует и осуществляет подготовку и повышение квалификации офицеров для полевых учреждений Банка России в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны РФ.
Согласно выпискам по приказам о назначении и прибытии начальников в/у 10511, в учреждении осуществляется военная служба. Прикомандированные офицеры зачисляются согласно представленных в материалы дела выписок из приказов в списки личного состава войсковой части 10511, им устанавливается оклад по должности, а также оклад по воинскому званию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в том числе в: ВС РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (воинские формирования), СВР России, органах ФСБ, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
В силу статьи 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в тыл ВС РФ и войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Учитывая, что на спорном земельном участке расположено воинское учреждение 10511, созданное в составе Вооруженных сил РФ, земельный участок находится в собственности РФ, передан в постоянное (бессрочное) пользование ЦБ РФ, апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности отнесения заявителем данного участка к землям, изъятым из оборота.
Таким образом, спорный участок не признается объектом обложения земельным налогом, в связи с чем, решения Инспекции в части доначисления земельного налога за 2013 и 2014 год по участку 51:20:0003202:7 правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
Учитывая, что решения налогового органа, которыми доначислен земельный налог в отношении спорного участка, являются недействительными, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Банка в части признания недействительным требования об уплате пени, начисленных на указанную недоимку по земельному налогу.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных банком требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2016 по делу N А42-1722/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1722/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2017 г. N Ф07-1912/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Центральный Банк РФ -Главное Управление по Мурманской области
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20895/17
30.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1912/17
15.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25413/16
01.08.2016 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-1722/16