Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2017 г. N Ф07-12014/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А26-4175/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Южаковой В.Д.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17489/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.05.2016 г. по делу N А26-4175/2015(судья Михайлова А.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ"
о взыскании 39 174 руб. 51 коп.
и по встречному иску Общества с ограниченной ответственностью "Олонец-древ"
к публично-правовому образованию Республика Карелия в лице Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
о взыскании 223 718 руб. 38 коп.
3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ" (далее - Общество) о взыскании 39174 руб. 51 коп., из которых: 36721 руб. 56 коп. - задолженность по арендной плате по сроку на 31.12.2014 года по договору аренды лесного участка N 01/06 от 18.12.2007 года; 2452 руб. 95 коп. - пени.
В рамках настоящего дела определением от 19.08.2015 года суд принял к рассмотрению совместно с первоначальным встречное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Олонец-древ", уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Публично-правовому образованию Республика Карелия в лице Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о взыскании за счет средств казны Республики Карелия 223718 руб., в том числе, 199689 руб. 38 коп. неосновательного обогащения и 24029 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением от 23.12.2015 года суд в порядке части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика по встречному иску на Публично-правовое образование Республика Карелия в лице Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и, руководствуясь статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Республики Карелия.
В судебном заседании представитель Министерства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил сумму иска, указав, что по состоянию на 12.05.2016 года задолженность по арендной плате и пени составляет 38706 руб. 59 коп., из которых: 26043 руб. 66 коп. - задолженность по арендной плате в части минимальных ставок платы по сроку оплаты на 31.12.2014 года, 10677 руб. 90 коп. - задолженность по арендной плате в части сверхминимальных ставок платы по сроку оплаты на 31.12.2014 года, 1408 руб. 04 коп. - пени в части минимальных ставок платы по сроку на 31.12.2014 года (за период с 01.01.2015 года по 03.07.2015 года); 577 руб. 30 коп. - пени в части сверхминимальных ставок по сроку на 31.12.2014 года (за период с 01.01.2015 года по 03.07.2015 года), в том числе по недоосвоенной инфраструктуре: 18112 руб. 16 коп. - арендная плата в части минимальных ставок; 7425 руб. 99 коп. - арендная плата в части сверхминимальных ставок; 979 руб. 23 коп. - пени в части минимальных ставок по сроку на 31.12.2014 года (за период с 01.01.2015 года по 03.07.2015 года); 401 руб. 71 коп. - пени в части сверхминимальных ставок по сроку на 31.12.2014 года (за период с 01.01.2015 года по 03.07.2015 года).
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное Министерством ходатайство было удовлетворено судом первой инстанции, первоначальные исковые требования приняты к рассмотрению в общей сумме 38706 руб. 59 коп.
Решением суда от 20.05.2016 г. в удовлетворении первоначального иска Министерства отказано; в удовлетворении встречного иска Общества отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой истец просит решение от 20.05.2016 г. отменить в части отказа в удовлетворении иска Министерства, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить первоначальный иск Министерства, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения применительно к доводам апелляционной жалобы проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и Обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" заключен договор аренды лесного участка от 18.12.2007 года, по условиям которого в аренду в целях заготовки древесины передан лесной участок площадью 5003 кв. м, расположенный на территории Паннильского и Кинелахтинского участковых лесничеств Пряжинского лесничества. Лесной участок передан арендатору по акту от 18.12.2007 года.
Срок действия договора установлен с 03 марта 2006 года по 31 декабря 2029 года; договор зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2008 года.
В последующем произошла перемена лиц в обязательстве, что отражено в дополнительном соглашении от 02.09.2011 года: арендодателем стало Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендатором - ООО "Олонец-древ".
В соответствии с пунктом 3.4.2. договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Согласно пункту 2.1. договора размер арендной платы устанавливается с учётом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,41. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 15%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Приложением 4 к договору "Сроки внесения арендной платы" ежегодно определяется годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет, в бюджет Республики Карелия.
Согласно пункту 2.4. размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Установленная пунктом 1.2. договора расчётная норма заготовки древесины составляет 9,6 тыс. куб. м. Тот же среднегодовой объём использования лесов указан в приложении N 3 к договору.
Согласно пункту 3.4.10. с 2008 года арендатор обязался полностью осваивать установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчётную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
В соответствии с пунктом 5.2. после утверждения в установленном порядке
проекта освоения лесов пункт 1.2. договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом.
Согласно пункту 5.3. все изменения к договору оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и подлежат государственной регистрации.
Арендатору ежегодно предлагалось подписать приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы" на следующий год, устанавливающее размер годовой арендной платы, отличный от указанного в приложении N 4, подписанного при заключении договора.
Судом установлено, что размер годовой арендной платы определен с учетом объема расчетной лесосеки на 2014 год, включая создание лесной инфраструктуры.
Согласно проекта освоения лесов объем коммерческой заготовки древесины составляет 8000 куб. м. Обществом задекларирован и оплачен в 2014 году объем древесины - 7845 куб. м. На создание лесной инфраструктуры проектом освоения лесов предусмотрен ежегодный объем - 360 куб. м. В 2014 году обществом создано лесной инфраструктуры в объеме 58 куб. м. В 2015 году общество обратилось в Министерство с заявлением о выделении дополнительного объема древесины за счет недоиспользованного в предыдущие три года. Письмом от 25.11.2015 года Министерство согласовало обществу освоение дополнительного объема древесины в размере 2,42 тыс. куб. м.
По уточнённому на конец спорного периода расчёту арендной платы Министерство доначислило Обществу арендную плату за неизъятый объём древесины и несозданную инфраструктуру, определенный как разница между ежегодным объёмом лесопользования, установленным Проектом освоения лесов, и объёмом задекларированной и фактически изъятой древесины. Доначисленная арендная плата исчислена по средним минимальным ставкам, определенным для каждого вида рубок как результат деления суммы платежей, рассчитанных по минимальным ставкам, за изъятую древесину, на объём изъятой древесины.
Согласно расчёту Министерства совокупная задолженность по арендной плате составляет 36721 руб. 56 коп.
Поскольку арендная плата не уплачена арендатором, то Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества арендной платы и пени за неизъятый (в том числе недоосвоенная инфраструктура) объем древесины в 2014 году.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции исходил из следующего.
В обоснование настоящего иска Министерство ссылается на то, что арендная плата должна исчисляться за объем заготовки с учетом объемов недоосвоения, в том числе по созданию лесной инфраструктуры.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы). При этом определение размера арендной платы возможно при наличии информации о лесном фонде, подлежащем рубке, в связи с чем применение Министерством усредненных ставок платы за древесину не представляется обоснованным.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением от 22.05.2007 N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, арендная плата, рассчитанная Министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
В силу статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Создание лесной инфраструктуры допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Пунктом 3.3.2 договора аренды предусмотрено право, а не обязанность арендатора на создание объектов лесной инфраструктуры.
Таким образом, отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не создает обязанности по рубке древесины. Иной подход противоречил бы принципу рационального использования лесов.
Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12 и 88 Лесного кодекса Российской Федерации является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины.
Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, установлено, что Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Таким образом, нормативный акт разделяет между собой понятия "использование лесов", как основной вид деятельности, и "создание лесной инфраструктуры".
Поскольку начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов, судом первой инстанции отклонен довод Министерства о том, что арендная плата должна исчисляться за объем заготовки с учетом объемов по созданию лесной инфраструктуры.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 мая 2016 года по делу N А26-4175/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4175/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2017 г. N Ф07-12014/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Олонец-древ"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Карелия, Министерство финансов по РК