Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2017 г. N Ф07-1771/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А56-43422/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Мостовой С.М. по доверенности от 14.06.2016;
от заинтересованного лица: Конторикова И.С. по доверенности от 18.01.2016;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27553/2016) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2016 по делу N А56-43422/2016 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технологический университет"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Балтикон"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технологический университет)" (ОГРН: 1027810258761, место нахождения: Санкт-Петербург, пр-кт Московский, д. 26, далее - Университет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (ОГРН 1027809242933, место нахождения: г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - УФАС, Управление) от 30.05.2016 по жалобе N Т02-318/16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Балтикон" (далее - Общество).
Решением суда от 13.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению Управления, организация и проведение закупки товаров, работ, услуг не ограничивается действиями, при совершении которых могут быть допущены нарушения, перечисленные в части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ). Предусмотренное частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) право антимонопольного органа выйти за пределы доводов жалобы свидетельствует о наличии у него полномочий давать правовую оценку нарушениям в действиях (бездействии) заказчика, не поименованным в части 10 статьи 3 Закона о закупках. Перечень оснований для обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) заказчика не является исчерпывающим и не препятствует рассмотрению жалобы по существу, в том числе в случаях, не поименованных в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без его участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.04.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) Учреждением (заказчиком) опубликовано извещение N 31603583613 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 1-го этажа корпуса литер Е (помещения NN 30-н,31-н, 32-н, 33-н, 34-н, 35-н) ФГБОУ ВПО "СПбГТИ(ТУ)" (далее - закупка), включая Документацию о закупке.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "СПбГТИ(ТУ)", утвержденным Заместителем Министра образования и науки от 13.02.2014 г. (далее -Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 20.05.2016 N 18/3 Обществу присвоен номер 2.
23.05.2016 Общество обратилось в УФАС по Санкт-Петербургу и жалобой на действия закупочной комиссии и организатора торгов, выразившиеся в нарушении порядка процедуры вскрытия конвертов. Также в жалобе Общество указало на отсутствие порядка оценки и начисления баллов по критерию "Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Рассмотрев жалобу, Управление вынесло решение от 30.05.2016 N Т02-318/16, которым:
- жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1);
- в действиях закупочной комиссии организатора торгов признаны нарушения: пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем нарушения порядка процедуры вскрытия конвертов с заявками, установленного в Документации; части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, не предусмотренном Документацией (пункт 2);
- в действиях организатора торгов признаны нарушения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в отсутствии в Документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок по критерию "Квалификация участника (опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства)".
В этот же день заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым Учреждение обязано отменить все протоколы, составленные в ходе проведения процедуры открытого конкурса; завершить процедуру в строгом соответствии с требованиями, установленными в Документации; осуществить оценку и сопоставление заявок на участие в закупке без учета критерия "Квалификация участника (опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
Не согласившись с решением и предписанием, Учреждение оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон N 223-ФЗ, в отличие от закупок в сфере государственных нужд, никоим образом не ограничивает заказчика в плане возможностей осуществления закупки.
Согласно статье 2 Закона N 223-ФЗ заказчик разрабатывает Положение о закупке, которое является правовым актом, нормативно обеспечивающим собственную закупочную деятельность в соответствии с разноплановыми потребностями и экономическими интересами заказчика, должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Предоставление в Законе N 223-ФЗ заказчику столь широкого спектра возможностей самостоятельного регулирования своей закупочной деятельности повлекло установление закрытого перечня оснований для обжалования действий заказчика в административном порядке, а также сужение сферы государственного контроля за заказчиком.
В части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с названным Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Закона N 44-ФЗ;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанный перечень оснований для обжалования действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган является исчерпывающим.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
В жалобе Общества, поданной в Управление, отсутствуют доводы применительно к части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали основания для рассмотрения такой жалобы.
При таких обстоятельствах решение и предписание антимонопольного органа правомерно признаны судом недействительными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2016 по делу N А56-43422/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43422/2016
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)"
Ответчик: Управление Федеральной антимонополной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Балтикон"
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1771/17
28.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27553/16
13.09.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43422/16
06.09.2016 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43422/16