Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А56-35946/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Смирновой А.А. по доверенности от 09.03.2016 N 01-35-353/16-0-0;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22355/2016) ООО "ВОСТОК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2016 по делу N А56-35946/2016 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ООО "ВОСТОК"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восток" (ОГРН 1097847161191, адрес: 197341, Санкт-Петербург, пр. Коломяжский, д. 26, лит. А, пом. 10Н; далее - заявитель, ООО "Восток", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (ОГРН 1037869018219, адрес: 191060, Санкт-Петербург, территория Смольный; далее - Комитет) о назначении административного наказания к протоколу об административном правонарушении N 1393/16 от 16.05.2016.
Решением суда от 18.07.2016, заявление Общества удовлетворено частично, оспариваемое постановление Комитета признано незаконными и отменено в части назначения Обществу наказания, судом применена мера ответственности в виде предупреждения.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку спорный объект для размещения информации установлен не Обществом, а ИП Васильевым И.А., заявитель принял все необходимые меры по соблюдению и недопущению правонарушения. Кроме того, податель жалобы ссылается на процессуальные нарушения, допущенные Комитетом в ходе привлечения Общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, сотрудниками СПб ГКУ "Городская реклама и информация" 17.03.2016 по адресу: Санкт-Петербург, аллея Поликарпова, д. 6, корп. 2 выявлен факт эксплуатации дополнительного элемента фасада здания - объекта для размещения информации без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а именно: настенной вывески (объемных букв) "МЕДИЦЕНТР".
Указанные обстоятельства зафиксированы актом осмотра N 9559 от 17.03.2016 с приложением фотоматериалов, составлением ситуационного плана.
Комитет 19.04.2016 составил протокол N 1993/16 об административном правонарушении.
Постановлением Комитета от 16.05.2016 Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования Общества частично, суд первой инстанции исходил из доказанности Комитетом состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, вместе с тем пришел к выводу о неправомерном назначении заявителю наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей, в связи с чем изменил меру наказания на предупреждение.
Выслушав представителя Комитета, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 4-1.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила), объекты для размещения информации относятся к дополнительным элементам и устройствам фасадов.
В соответствии с пунктом 4-1.1.4 Правил размещение дополнительных элементов и устройств на фасадах зданий и сооружений может осуществляться только при наличии разрешения на установку объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, выдаваемого в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку и перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга.
Согласно Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002, разрешения выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Пунктом 2 статьи 18 Закона СПб N 273-70 предусмотрена административная ответственность за самовольную установку или перемещение дополнительных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Факт эксплуатации Обществом дополнительного элемента фасада здания - объекта для размещения информации без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований при установке дополнительных элементов фасада здания в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия им исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушений, в материалы дела не представлено, что, как верно указано судом первой инстанции, применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Общества во вмененных ему административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 18 Закона N 273-70, следует признать правомерным.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на договор возмездного оказания услуг, заключенный с ИП Высильевым И.А., согласно которому предприниматель оказывает Обществу комплекс рекламных услуг.
В соответствии с указанным договором именно предприниматель является собственником конструкции и должен в целях исполнения договора получать необходимые согласования.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в обжалуемом решении ему дана надлежащая правовая оценка.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", несет лицо, непосредственно эксплуатирующее спорную вывеску, а не его контрагент, не выполнивший надлежащим образом свою обязанность по гражданско-правовому договору.
Довод Общества о неправомерном недопуске представителя Общества на составление протокола об административном правонарушении также был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Доказательств того, что представитель Общества в указанное время явился по указанному в извещении адресу и не был допущен к совершению процессуальных действий, материалы дела не содержат. Запись в журнале учета посетителей в Комитете не отвечает признакам относимости и допустимости, соответственно, не может являться доказательством в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований для переоценки названных выводов суда.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией пункта 2 статьи 18 Закона N 273-70 предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Комитет, назначив Обществу штраф в размере 30 000 рублей, не установил и не указал в оспариваемом постановлении основания и наличие обстоятельств, отягчающих ответственность заявителя, которыми административный орган руководствовался при назначении штрафа.
Следовательно, учитывая, что ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, суд первой инстанции обосновано, руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного суда, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и частью 2 статьи 211 АПК РФ, отменил оспариваемые постановления в части назначения заявителю административного штрафа и назначил минимальное наказание, предусмотренное санкцией пункта 2 статьи 18 Закона N 273-70, в виде предупреждения.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения от 18.07.2016 судом не допущено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 июля 2016 года по делу N А56-35946/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35946/2016
Истец: ООО "ВОСТОК"
Ответчик: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации