Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2016 г. |
Дело N А21-1927/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены;
от заинтересованного лица: не явились-извещены;
от третьего лица: не явились-извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-17334/2016) АО "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.05.2016 по делу N А21-1927/2016 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению АО "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
третье лицо - Карпов Илья Викторович
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа
установил:
Акционерное общество "Янтарьэнерго" (236040, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34, ОГРН 1023900764832, далее - АО "Янтарьэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (236006, Калининград, ул. Барнаульская, 4, далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС) от от 29 декабря 2015 года N АМЗ- 111/2015 и предписание от 29 декабря 2015 года N 213-АМЗ/2015.
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Карпов Илья Викторович.
Решением суда от 18.05.2016 заявленные требования АО "Янтарьэнерго" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, АО "Янтарьэнерго" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обществом были предприняты исчерпывающие меры для технологического присоединения энергопринимающего устройства третьего лица, невозможность осуществления технологического присоединения в сроки, предусмотренные постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004, обусловлена объективными обстоятельствами, такими как: необходимость строительства новых объектов электросетевого хозяйства, длительное рассмотрение органом местного самоуправления вопроса о согласовании земельных участков для строительства, несостоявшиеся конкурсные процедуры по выбору подрядчика, нарушение сроков выполнения и сдачи работ подрядными организациями. Кроме того, как считает общество, договорные отношения между ним и Карповым И.В. не являются объектом антимонопольного регулирования, поскольку вытекают из гражданско-правовых отношений. В апелляционной жалобе также указано, что Карпов И.В. не выполнил принятые на себя обязательства в рамках заключенного договора на технологическое присоединение в предусмотренные для этого сроки, следовательно, в данном случае, нельзя говорить о злоупотреблении сетевой организацией своим доминирующим положением.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие. От антимонопольного органа и третьего лица поступили отзывы с изложением их позиции по апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 06.10.2015 в УФАС по Калининградской области поступило обращение Карпова И.В. на неправомерные действия АО "Янтарьэнерго", выразившиеся в несоблюдении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств электросетевого хозяйства, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, п.Заозерье, пер.Янтарный, дом 10, кад N 39:03:060012:1019 (далее - Объект) по договору от от 24.03.2015 г. N 1752/03/15.
На основании вышеизложенного Управлением в отношении АО "Янтарьэнерго" было возбуждено дело на основании приказа Управления по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. Управлением в процессе рассмотрения жалобы установлено, что между контрагентом и обществом был заключен договор от 24.03.2015 г. N 1752/03/15 (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, п.Заозерье, пер.Янтарный, дом 10, кад N 39:03:060012:1019, неотъемлемой частью которого являются технические условия NZ-1752/15 от 16.03.2015 года. Карпов И. В. со своей стороны выполнил обязательства по договору, за исключением тех обязательств, для выполнения которых, необходимо наличие точки присоединения.
Общество (исполнитель) заключило с Карповым И.В. договор от 24.03.2015 г. N 1752/03/15, в соответствии с которым общество приняло на себя обязательство по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств дома, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, п.Заозерье, пер.Янтарный, дом 10, кад N 39:03:060012:1019, неотъемлемой частью которого являются технические условия NZ-1752/15 от 16.03.2015 года, являющиеся неотъемлемой частью договора.
Проанализировав и оценив реализацию заявителем мероприятий по технологическому присоединению согласно условиям указанного выше договора, антимонопольный орган посчитал, что нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств третьего лица к объектам электросетевого хозяйства заявителя обусловлено неправомерным бездействием последнего.
По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено решение от 29.12.2015 N АМЗ-111/2015, которым действия общества, выразившиеся в неисполнении условий договора от 24.03.2015 г. N 1752/03/15 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Карпова И.В. в части несоблюдения пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), повлекшие ущемление интересов физического лица, признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона N 135.
29.12.2015 АО "Янтарьэнерго" выдано предписание N 213-АМЗ/2015, которым обществу не позднее 15 марта 2016 года предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ в части ущемления интересов Карпова И.В. неисполнением условий договора от 24.03.2015 г. N 1752/03/15 в сроки, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, а именно, осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов 3-его лица в соответствии с заключенным с ним договором.
Не согласившись с законностью названных ненормативных правовых актов антимонопольного органа, АО "Янтарьэнерго" оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, согласился с выводом УФАС о доминирующем положении заявителя относительно возможности осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям общества. Суд также признал обоснованной позицию Управления о том, что действия заявителя противоречат требованиям части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и ущемляют интересы третьего лица.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушающих приведенный нормативный запрет, прежде необходимо доказать, что такое лицо занимает доминирующее положение на исследованном антимонопольным органом товарном рынке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Кроме того, частью 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях).
Правоотношения в области электроэнергетики входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля, что специально закреплено в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 N 127/8 "Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии" АО "Янтарьэнерго" включено в Реестр естественных монополий по позиции - передача электроэнергии.
При таком положении следует признать доказанным факт доминирования АО "Янтарьэнерго" на исследованном товарном рынке в очерченных продуктовых и географических границах применительно к части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ.
Следовательно, на заявителя распространяются запреты части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, в том числе, и запрет на злоупотребление доминирующим положением.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 3 и 6 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, в частности, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
По смыслу приведенных положений определенный срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией, что не позволяет его продлевать каким-либо способом. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.
При этом ссылка заявителя на пункт 18 Правил N 861, в соответствии с которым одним из мероприятий технологического присоединения определено выполнение технических условий заинтересованным лицом, несостоятельна, поскольку нарушение названным субъектом принятых на себя обязательств могут повлечь для него иные правовые последствия, но никак не наделяет правом сетевую организацию увеличить срок технологического присоединения по указанному мотиву.
Подобное толкование вытекает из подпункта "в" пункта 16 Правил N 861, согласно которому существенным условием договора также является положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в частности обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
Как следует из материалов дела, 24.03.2015 между Карповым И.В. и АО "Янтарьэнерго" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 1752/03/15, в соответствии с которым общество приняло на себя обязательство по присоединению энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, п.Заозерье, пер.Янтарный, дом 10, кад N 39:03:060012:1019 и выдало технические условия NZ-1752/15 от 16.03.2015.
В соответствии с пунктом 5 названного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Карпов И.В. в соответствии с пунктом 11 договора своевременно произвел оплату за технологическое присоединение, о чем уведомило АО "Янтарьэнерго" письмом от 06.10.2015 ( вх. N 8052).
Указанные соглашения заключены сторонами по истечении шестимесячного срока, предусмотренного для исполнения основного договора от 24.03.2015 г. N 1752/03/15, при этом стороны иные сроки его исполнения не оговорили.
С учетом названных обстоятельств, Калининградское УФАС правильно установило дату истечения срока для осуществления обществом технологического присоединения энергопринимающих устройств Карпова И.В.-не позднее 15.02.2016, следовательно, и факт нарушения АО "Янтарьэнерго" положений пункта 16 Правил N 861.
Утверждение подателя жалобы о том, что в данном случае несоблюдение сроков технологического присоединения обусловлено ненадлежащими действиями 3-х лиц по исполнению технических условий, являющихся неотъемлемыми частями договоров, апелляционным судом отклоняется.
Доказательства, подтверждающие, что обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий договоров в предусмотренные законом сроки, в материалах дела отсутствуют. Сознавая невозможность исполнения договора в предусмотренный сторонами и законодательно-закрепленный срок, заявитель не информировал Карпова И.В. об этом, равно как и планируемом сроке завершения спорной процедуры.
Таким образом, из материалов дела однозначно видно, что неисполнение обществом договора в установленный пунктом 16 Правил N 861 срок, напрямую обусловлено непринятием последним необходимых мер по реализации мероприятий технологического присоединения в соответствии с условиями договора заключенного с Карповым И.В.
Довод общества о необходимости значительных материальных и организационных затрат на подключение энергопринимающих устройств электросетевого объекта Карпова И.В. не освобождает сетевую организацию от исполнения обязательств, возложенных на нее договором, ст. 26 Закона N 35 и Правилами.
Оценивая добросовестность поведения заявителя применительно к требованиям Закона N 135-ФЗ, суд апелляционной инстанции также принимает во внимание и то, что, исходя из положений Правил N 861 и Закона об электроэнергетике, роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заинтересованного лица предполагает ее активное поведение во взаимодействии как с обратившимся лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленных законодательством порядке и сроки на спорную процедуру.
В рассматриваемом же случае именно бездействие заявителя в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения электросетевого хозяйства 3-го лица к своим электрическим сетям в течение длительного периода времени привело к грубому нарушению как интересов этого лица, так и императивных требований Закона.
При этом урегулирование отношений с иными лицами входят в мероприятия по технологическому присоединению и осуществляются сетевой организацией самостоятельно, поэтому не могут квалифицироваться в качестве обстоятельств, исключающих вину заявителя, тем боле применительно к настоящему спору.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции обоснованно признал правильной данную Управлением оценку бездействию общества как нарушению императивного запрета, установленного в части первой статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Доводы подателя жалобы о том, что Управление, принимая оспариваемые ненормативные акты, вышло за пределы своих полномочий, поскольку отношения, которые могли бы возникнуть между сторонами в связи с согласованием условий договоров при их заключении, относятся к гражданско-правовым и не связаны с защитой конкуренции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, также отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 N 16008/10, согласно которой нормы, изложенные в Правилах N 861, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
На основании изложенного, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованным и правомерным выводам о том, что общество нарушило требования Правил N 861 и Закона N 135-ФЗ, в связи с чем у уполномоченного органа - Калининградского УФАС имелись основания для вынесения оспариваемых решения и предписания, которые соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя
В апелляционной жалобе общество повторяет свои доводы, ранее изложенные в заявлении, которым судом первой инстанции дана полная объективная оценка, оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Калининградской области от 18 мая 2016 года по делу N А21-1927/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "ЯнтарьЭнерго" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1927/2016
Истец: ОАО "Янтарьэнерго"
Ответчик: УФАС по К/о
Третье лицо: Карпов Илья Викторович