Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2017 г. N Ф07-30/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
07 ноября 2016 г. |
Дело N А26-4076/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Воробьев А.А. -доверенность от 01.11.2016;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24549/2016) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.07.2016 по делу N А26-4076/2016 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Зенит"
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Зенит", место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 7, кор. 3 ОГРН 1061001003755 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее - Пенсионный фонд, ответчик) N 009С04160000000/Р от 10.02.2016.
В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции произвел замену ответчика- государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное).
Решением суда от 27.07.2016 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о наличии обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении правонарушения и являющихся основанием для неначисления пеней.
Пенсионный фонд, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направил, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу в его отсутствии.
Представитель Общества доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена камеральная проверка Общества по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2015 по 30.09.2015, по результатам которой составлен акт от 25.12.2015 N 009С0315000000Р.
Рассмотрев материалы проверки, Пенсионный фонд 10.02.2016 принял решение N 009С04160000000/Р о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 44 849,12 руб. и начислены пени в сумме 25 354,01 руб.
Основанием для принятия данного решения явились следующие обстоятельства, установленные Пенсионным фондом в ходе проверки: в расчете за 9 месяцев 2015 года Общество отразило самостоятельно доначисленные суммы страховых взносов за предыдущие расчетные (отчетные) периоды: 224 245,62 руб. - "сумма перерасчета страховых взносов за предыдущие отчетные (расчетные) периоды с начала расчетного года" по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов; 207 779,51 руб. - "суммы перерасчета страховых взносов с начала расчетного период" по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
На момент представления расчета РСВ-1 за 9 месяцев 2015 года самостоятельно доначисленные страховые взносы оплачены, пени за несвоевременное перечисление доначисленных страховых взносов - не оплачены. Следовательно, как указал пенсионный фонд, Обществом не соблюдено условие для освобождения от ответственности, предусмотренной статьей 47 Закона N 212-ФЗ.
Считая решение Пенсионного фонда недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив, что Общество прекратило перечисление страховых взносов с марта 2013 года на основании разъяснений, данных Управлением ПФР в г. Петрозаводске от 01.04.2013 N 5444/03-103, пришел к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда в соответствии с положениями пункта 3 части статьи 43 и части 9 статьи 25 Закона N 212-ФЗ оснований для привлечения Общества к ответственности по статье 47 Закона N 212-ФЗ и начисления пени.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Общества, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Такой расчет представляется по форме РСВ-1 ПФР.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
Из пункта 1 части 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ следует, что если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за 9 месяцев 2015 года с отражением самостоятельно доначисленных сумм страховых взносов по дополнительному тарифу за предыдущие расчетные (отчетные) периоды - 2014 год.
На момент представления расчета РСВ-1 за 9 месяцев 2015 года самостоятельно доначисленные страховые взносы Обществом были оплачены
Согласно статье 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Частью 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, Законом N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов. Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
В данном случае из решения Пенсионного фонда следует, что по результатам камеральной проверки не выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако в решении не указана сумма страховых взносов, из которой исчислен штраф и начислены пени.
При этом, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения. Таким образом, органы Пенсионного фонда вправе давать плательщику страховых взносов разъяснения относительно порядка исчисления и уплаты страховых взносов по обращению плательщика.
В данном случае, как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, а также судебными актами, принятыми по делу N А26-5511/2015, Общество, руководствуясь разъяснениями, данными Управлением Пенсионного фонда в городе Петрозаводске от 01.04.2013 N 5444/03-103 с марта 2013 года прекратило начисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу. Поскольку в рамках дела N А26-5511/2015 судебные инстанции признали правомерным доначисление Пенсионным фондом Обществу страховых взносов по дополнительному тарифу, Общество самостоятельно рассчитало и уплатило страховые взносы по дополнительному тарифу за 2014 год.
В силу части 9 статьи 25 Закона N 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
На основании пункта 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ - выполнение письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в пределах его компетенции является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что не исчисление Обществом страховых взносов по дополнительным тарифам в рассматриваемом случае связано с выполнением страхователем письменных разъяснений, что в силу части 9 статьи 25 и пункта 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ, что исключает возможность начисления пени и привлечения к ответственности, в связи с чем, правомерно признал решение Пенсионного фонда недействительным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.07.2016 по делу N А26-4076/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4076/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2017 г. N Ф07-30/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Зенит"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)