Требование: о признании незаконным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
25 октября 2016 г. |
Дело N А21-9067/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Зайцевой Е.К., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Майоровой М.Н.
при участии:
согласно протоколу судебного заседания от 18.10.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19970/2016) МИФНС России N 1 по Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2016 по делу N А21-9067/2015 (судья Шанько О.А.), принятое
по заявлению ООО "СТАРТ"
к МИФНС России N 1 по Калининградской области
3-е лицо: МИФНС России N 9 по г. Калининграду
об оспаривании решения налогового органа
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Старт" (ОГРН 1097847107247, ИНН 7811434280, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (ОГРН 1103925777779, ИНН 39049999991, далее - Инспекция) с заявлением о признании незаконным решение N 929 от 11.07.2014 Инспекции о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее - ООО "Экосервис") в связи с его ликвидацией; признании недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 10.11.2014 N 2143926523332 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Экосервис" в связи с его ликвидацией.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду (далее - МРИ ФНС N 9).
Решением от 10.6.2016 признал незаконным положениям ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение N 929 от 11.07.2014 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Калининградской области о государственной регистрации прекращения общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" в связи с его ликвидацией, признал недействительной запись в ЕГРЮЛ от 10.11.2014 N 2143926523332 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Экосервис" в связи с его ликвидацией.
Решение обжаловано МИФНС России N 1 по Калининградской области в апелляционном порядке.
В жалобе Инспекция указывает, что в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, налоговым органом по месту учета организации (Межрайонной ИФНС России N 9 по г. Калининграду) 07.07.2014 сформированы справки о непредставлении ООО "Экосервис" отчетности в течение 12 месяцев и об отсутствии у организации движения по банковскому счету, в соответствии с которыми регистрирующим органом - Инспекцией 11.07.2014 принято решение за N 929 о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ. Инспекцией предприняты соответствующие действия по размещению информации о принятии решения, одновременно с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, ООО "Экосервис" зарегистрировано 13.07.2012 МИФНС России N 1 по Калининградской области за номером N 1123926045352. Единственным учредителем (участником) общества является ООО "Старт".
01.07.2014 МИФНС России N 1 по Калининградской области было принято решение N 929 о предстоящем исключении ООО "Экосервис" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
10.11.2014 Инспекцией внесена запись ГРН 2143926523332 о прекращении деятельности в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Полагая, что Инспекция неправомерно исключила ООО "Экосервис" из реестра, поскольку общество вело хозяйственную деятельность, направляло налоговую отчетность в 2012-2014 годах, но ошибочно в МРИ ФНС N 8, а не как следовало - в МРИ ФНС N 9, ООО "Старт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно п. 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ и п. 5 Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила ведения ЕГРЮЛ), основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.
Пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в п. 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Согласно п. 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 Закона).
В соответствии с п. 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ о регистрации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Основаниями для исключении ООО "Экосервис" из ЕГРЮЛ являлось непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской федерации о налогах и сборах и отсутствие сведений о движении денежных средств по открытым банковским счетам Общества (справки МРИ ФНС N 9 от 07.07.2014).
Суд первой инстанции правомерно указал, что данные обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, но, сами по себе не могут служить достаточным основанием для исключения юридического лица из реестра с учетом обстоятельств, установленных по настоящему делу.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П Конституционного Суда Российской Федерации, применение настоящей нормы рассчитано на тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей. Непредставление юридическим лицом налоговой отчетности в течение двенадцати месяцев может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, и может являться основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, однако, не во всех случаях может быть признано достаточным основанием для прекращения ее деятельности путем исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Из материалов дела следует, что ООО "Экосервис" направляло налоговую отчетность в налоговый орган, но не в МРИ ФНС N 9, а в МРИ ФНС N 8.
ООО "Экосервис" является действующим юридическим лицом, ведет хозяйственную деятельность, направляло налоговую отчетность в налоговые органы в 2012, 2013, 2014 годах, в том числе и после исключения его из реестра (т.1 л.д. 56-57).
Доводы Инспекции о соблюдении ею требований Закона N 129-ФЗ при проведении мероприятий по исключению ООО "Экосервис" при наличии установленных обстоятельств фактического осуществления ООО "Экосервис" финансово-хозяйственной деятельности, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции о признании неправомерным исключение действующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Тот факт, что Общество направляло налоговую отчетность в другую инспекцию не является основанием для признания его недействующим юридическим лицом.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2016 по делу N А21-9067/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9067/2015
Истец: ООО "СТАРТ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Калининградской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция ФНС N 9 по г. Калининграду