Требование: о взыскании долга, о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2016 г. |
Дело N А42-1960/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Баркановой Я.В., Слобожаниной В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16978/2016) конкурсного управляющего МУП "УСЛУГИ ЖКХ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.05.2016 по делу N А42-1960/2016 (судья Карачева А.Е.), принятое
по иску Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области
к муниципальному унитарному предприятию "УСЛУГИ ЖКХ"
3-е лицо: конкурсный управляющий Миненков Дмитрий Сергеевич
о взыскании,
установил:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Услуги ЖКХ" (далее - ответчик, Предприятие, МУП "Услуги ЖКХ") о взыскании предоставленных средств субсидии на компенсацию недополученных доходов в 2014 году и I полугодии 2015 года в размере 471 649 руб. 56 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий Миненков Дмитрий Сергеевич.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 06.05.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Конкурсный управляющий МУП "УСЛУГИ ЖКХ" обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал по доводам жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом (Министерство) и ответчиком (Организация) заключены соглашения: N 54 от 19.05.2014, N 107 от 08.09.2014, N 9 от 13.02.2015 и N 77 от 14.07.2015 (далее - соглашения) о предоставлении субсидии из областного бюджета на компенсацию недополученных доходов Организации, предоставляющей населению услуги по теплоснабжению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в следующих размерах:
- 5 759 239 руб. 06 коп. по соглашению N 54 от 19.05.2014 ;
- 4 707 026 руб. 09 коп. по соглашению N 107 от 08.09.2014;
- 4 001 548 руб. 33 коп. по соглашению N 9 от 13.02.2015;
- 2 098 487 руб. 11 коп. по соглашению N 77 от 14.07.2015.
Согласно пункту 2.2 соглашений средства субсидии предоставляются Организации на основании постановления Правительства Мурманской области от 05.07.2012 N 326-ПП "Об утверждении порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию недополученных доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения (осуществляющим продажу потребителям тепловой энергии) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, предоставляемых из областного бюджета" (далее - Постановление N 326-ПП), в соответствии с распределением субсидий:
- за период с 01 января по 31 июня 2014 года включительно в размере 475 430,112 тыс. руб. на компенсацию недополученных доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения (осуществляющим продажу потребителям тепловой энергии) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденным приказом Министерства от 05.03.2014 N 29 (соглашение N 54 от 19.05.2014);
- за период с 01 июля по 31 декабря 2014 года включительно в размере 416 287,504 тыс. руб. на компенсацию недополученных доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения (осуществляющим продажу потребителям тепловой энергии) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденным приказом Министерства от 21.08.2014 N 144 (соглашение N 107 от 08.09.2014);
- за период с 01 января по 30 июня 2015 года включительно в размере 1 260 011,0 тыс. руб. на компенсацию недополученных доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения (осуществляющим продажу потребителям тепловой энергии) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденным приказом Министерства от 28.01.2015 N 17 (соглашение N 9 от 13.02.2015);
- за период с 01 января по 30 июня 2015 года включительно в размере 796 933,0 тыс. руб. на компенсацию недополученных доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения (осуществляющим продажу потребителям тепловой энергии) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденным приказом Министерства от 29.06.2015 N 102 (соглашение N 77 от 14.07.2015).
Предоставляемая в рамках настоящих соглашений субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели (пункт 2.3 соглашений).
В соответствии с пунктами 3.3.1-3.3.4 соглашений Организация обязуется представлять Министерству ежемесячно, не позднее 5-ого числа месяца, следующего за отчетным периодом отчет об использовании субсидии с предоставлением заверенных копий документов, подтверждающих целевое и эффективное использование субсидии (платежные документы, акты сверок с поставщиками, счета-фактуры, товарные накладные, договоры поставок);
ежемесячно, не позднее 20-ого числа месяца, следующего за отчетным, представлять отчет о фактических объемах реализованной (отпущенной) тепловой энергии, в соответствии со статистической формой отчетности N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии", с обязательным приложением заверенной руководителем теплоснабжающей организации копии статистической формы отчетности N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии"; обеспечить целевое и эффективное использование предоставленной субсидии; обеспечить направление субсидии исключительно на закупку (приобретение) топлива, используемого для производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя (далее - топливо), на приобретение тепловой энергии (мощности), теплоносителя, используемых для обеспечения потребителей тепловой энергией (мощностью), теплоносителем (далее - ресурс) и (или) для погашения кредиторской задолженности перед поставщиками топлива и (или) ресурса, возникшей в результате закупки (приобретения) топлива и (или) ресурса для проведения соответствующего отопительного сезона и (или) для оплаты кредита, полученного в кредитном учреждении в целях приобретения топлива, используемого для производства тепловой энергии (мощности), топлива, на приобретение тепловой энергии (мощности), теплоносителя, используемых для обеспечения потребителей тепловой энергией (мощностью), ресурсом и (или) для погашения кредиторской задолженности перед поставщиками топлива и (или) ресурса, возникшей в результате приобретения (закупки) топлива и (или) ресурса для проведения соответствующего отопительного сезона.
В соответствии с пунктом 3.3.5 соглашений в случае выявления Министерством нарушения условий предоставления субсидии, установленных пунктом 4 Постановления N 326-ПП, Министерство в течение 10 рабочих дней после выявления обстоятельств нарушения представляет организации - нарушителю письмо с предложением о возврате незаконно полученных средств областного бюджета с указанием нарушений, сумм и сроков возврата. Возврат субсидии осуществляется Организацией, в том числе, в случае выявления фактов использования в расчетах по распределению средств субсидии недостоверных данных (сведений, показателей), в том числе, в случае если использованный в указанных расчетах плановый объем отпущенной тепловой энергии превышает фактический объем отпущенной тепловой энергии - в размере разности между ранее полученными Обществом средствами субсидии и объемом средств субсидии, установленными для Организации Министерством в процессе перерасчета с использованием достоверных (фактических) данных (сведений, показателей).
В случаях выявления Министерством остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, ответчик обязуется обеспечить возврат неиспользованных средств субсидии в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления от Министерства о необходимости осуществления возврата на лицевой счет Министерства, открытый для кассового обслуживания в территориальном органе Федерального казначейства (пункт 3.3.7 соглашений).
Согласно пункту 5.1 срок действия соглашений устанавливается с момента их подписания до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Средства субсидии были перечислены Предприятию на счет следующими платежными поручениями: N 466834 от 20.05.2014 на сумму 5 759 239 руб. 06 коп. (по соглашению N 54 от 19.05.2014), N 268019 от 10.09.2014 на сумму 3 073 501 руб. 32 коп., N 386905 от 30.09.2014 на сумму 1 633 524 руб. 77 коп. (по соглашению N 107 от 08.09.2014), N 352221 от 16.02.2015 на сумму 4 001 548 руб. 33 коп. (по соглашению N 9 от 13.02.2015), N 474200 от 24.07.2015 на сумму 2 098 487 руб. 11 коп. (по соглашению N 77 от 14.07.2015), всего на общую сумму 16 566 300 руб. 59 коп.
Ответчиком, в адрес Министерства были направлены копии статистической формы отчетности N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуск (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей", а также в соответствии с вышеуказанной статистической формой отчетности представлены отчеты о фактических объемах реализованной (отпущенной) тепловой энергии, за периоды:
январь-июнь 2014 года, июль-декабрь 2014 года и январь-июнь 2015 года.
Из представленных отчетов следует, что Предприятием средства субсидии были израсходованы в следующих размерах:
- 5 452 302 руб. 61 коп. за первое полугодие 2014 года;
- 4 855 086 руб. 76 коп. за второе полугодие 2014 года;
- 5 787 261 руб. 67 коп. за первое полугодие 2015 года.
Таким образом, Предприятием были представлены сведения, подтверждающие целевое использование бюджетных средств на общую сумму 16 094 651 руб. 04 коп., в то время, как Министерством на указанные цели выделялись средства субсидии в размере 16 566 300 руб. 59 коп.
Направленное в адрес ответчика уведомление от N 21-03/4985-ВГ от 28.12.2015 с требованием о возврате неиспользованных денежных средств осталось без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Постановлением Правительства Мурманской области от 05.07.2012 N 326-ПП утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию недополученных доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения (осуществляющим продажу потребителям тепловой энергии) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, предоставляемых из областного бюджета (далее - Порядок предоставления и расходования субсидий).
На основании указанного Порядка предоставления и расходования субсидий были заключены соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на компенсацию недополученных доходов за 2014 год (1 и 2 полугодие) и 1 полугодие 2015 года и перечислена субсидия в размере 16 566 300, 59 рублей. В соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий и соглашениями о предоставлении субсидии (п.п. 3.3.5) возврат субсидии получателем должен быть осуществлен в случае выявления фактов использования в расчетах по распределению средств субсидии недостоверных данных (сведений, показателей), в том числе, в случае если использованный в указанных расчетах объем, планируемый к отпуску тепловой энергии, превышает фактический объем отпущенной тепловой энергии.
Заключая соглашения, ответчик не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и должен исходить из того, что в данном случае предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей.
Как установлено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных указанной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Суд первой инстанции, установив тот факт, что согласно отчетам о фактических объемах реализованной (отпущенной) тепловой энергии по форме N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" фактические объемы реализованной (отпущенной) тепловой энергии меньше объемов, запланированных к отпуску тепловой энергии, пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований истца, их соответствию положениям пункта 3.3.5 заключенных соглашений.
Возражениям, приведенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал подробную и верную оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с учетом результатов рассмотрения жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать сумму государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.05.2015 по делу N А42-1960/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МУП "УСЛУГИ ЖКХ" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1960/2016
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУП "УСЛУГИ ЖКХ"
Третье лицо: Миненков Дмитрий Сергеевич