Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено
г. Санкт-Петербург |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А42-2446/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Нестеровым С.А.
при участии:
от заявителя: не явились
от заинтересованного лица: не явились
от третьего лица: Обухова О.Б. дов. от 01.02.2016 N 5/2016
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (13АП-21646/2016, 13АП-21648/2016) ОАО "Мурманская областная электросетевая компания" и АО "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.06.2016 г. по делу N А42-2446/2016 (судья Карачева А.Е.)
по заявлению АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
третье лицо: АО "Мурманская областная электросетевая компания"
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (далее - общество, заявитель) в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - ГЖИ, жилищная инспекция) от 10.02.2016 N 115/15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Мурманская областная электросетевая компания".
Решением суда первой инстанции АО "АтомЭнергоСбыт" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "АтомЭнергоСбыт" и АО "Мурманская областная электросетевая компания" направили апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель АО "Мурманская областная электросетевая компания" поддержал доводы своей апелляционной жалобы и согласился с апелляционной жалобой заявителя по тем основаниям, что приборы учета энергии в спорном здании были установлены до признания дома аварийным, оплата потребителями за принятое количество энергии производится на основании показателей данных приборов; требование Инспекции о демонтаже приборов учета не может быть исполнено заявителем, поскольку приборы учета не принадлежат заявителю на праве собственности, общество осуществляет функции гарантирующего поставщика электроэнергии.
Представители заявителя и жилищной инспекции в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции находит их частично обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в связи с обращением гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 56 по ул. Радищева в г.Мурманске, на основании распоряжения Инспекции N 2489 от 18.12.2015 была проведена внеплановая документарная проверка АО "АтомЭнергоСбыт" по вопросу правомерности применения порядка начисления размера платы за электроснабжение за ноябрь 2015 года.
В ходе проверки установлено, что в качестве организации, оказывающей услуги по обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме выбрано ММУП "Эксплуатация-Сервис". Многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета электрической энергии: тип СЕ-200 N 007531044000091, акт ввода в эксплуатацию от 30.01.2015 и N 006491027000675, акт ввода в эксплуатацию от 04.06.2010, коэффициент трансформации - 1. Размер платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды в период с 01.05.2015 по 30.11.2015 АО "АтомЭнергоСбыт" выставлен в соответствии с формулами N 10 и N 12 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Постановлением Администрации от 30.12.2011 N 2786 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, по мнению Инспекции, заявителем в нарушение требований части 1 статьи 13 Федерального закона N261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) расчет платы за потребляемую электрическую энергию в аварийном доме не может производиться по показаниям общедомового прибора учета электрической энергии.
Результаты проверки отражены в акте от 29.12.2015 N 2349. В целях устранения выявленных нарушений требований законодательства АО "АтомЭнергоСбыт" выдано предписание N 115/15 от 10.02.2016, которым предписано в срок до 11.04.2016:
- произвести начисление платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, для жилых помещений в многоквартирном доме N 56 по ул. Радищева за период с 01.05.2015 по 31.01.2016 в соответствии с Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области N 36 от 11.03.2013, Правилами N 354;
- с 01.05.2015 показания общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии N 007531044000091, N 006491027000675 при расчете платы за электроснабжение не применять;
- принять меры по демонтажу ОДПУ;
- о выполнении предписания сообщить ГЖИ.
АО "АтомЭнергоСбыт" не согласилось с выводами ГЖИ по тем основаниям, что нормами законодательства установлена обязанность производить расчеты с использованием прибора учета электрической энергии при его наличии при условии соблюдения требований о его своевременной поверке. Спорный дом оборудован общедомовыми приборами учета электрической энергии, которые надлежащим образом поверены и допущены в эксплуатацию до признания дома аварийным. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив обстоятельства дела, отказал обществу в удовлетворении заявления, признав выводы Инспекции обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 13 и 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (формула N12) и не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (формула N 15).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного 5 водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Таким образом, законодательством ограничено распространение перечисленных способов организации учета энергоресурсов на ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту объекты до 01.01.2013, то есть в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета установке не подлежат.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды и электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Материалами дела подтверждается, что в многоквартирном доме N 56 по ул.Радищева в г.Мурманске в 2010 г. были установлены приборы учета электрической энергии и платежи за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды для жилых помещений в указанном многоквартирном доме исчислялись на основании показателей указанных приборов учета.
Однако постановлением Администрации г. Мурманска N 2786 от 30.12.2011 на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном, частном жилищном фонде г. Мурманска, многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Мурманск, ул. Радищева д. 56, признан аварийным и подлежащим сносу.
Следовательно, независимо от наличия установленных в многоквартирном доме N 56 по ул.Радищева в г.Мурманске приборов учета электрической энергии их показатели в силу части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не подлежат применению при определении платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды для жилых помещений в указанном многоквартирном доме. В указанном случае плата за электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме подлежит исчислению исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанные приборы учета могут быть поставлены в таком жилом доме только на основании договора, то есть только с согласия собственников, и могут использоваться с согласия собственников помещений аварийного дома.
Суд первой инстанции оценил обстоятельства дела и правомерно указал, что заявителем не представлены доказательства о проведении собственниками помещений спорного дома общего собрания собственников и принятии решения по вопросу использования показателей данных приборов учета при определении платы за потребленную электроэнергию после признания названного многоквартирного дома аварийным.
Следовательно, требование Инспекции о проведении начисления платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, для жилых помещений в многоквартирном доме N 56 по ул. Радищева за период с 01.05.2015 по 31.01.2016 в соответствии с Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области N 36 от 11.03.2013, Правилами N 354 и неприменении с 01.05.2015 показаний общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии N007531044000091, N006491027000675 при расчете платы за электроснабжение является правомерным и обоснованным.
Вместе с тем, апелляционный суд считает ошибочным требование Инспекции о принятии заявителем мер к демонтажу спорных приборов учета электрической энергии, установленных в названном многоквартирном доме в 2010 г.
АО "АтомЭнергоСбыт" осуществляет функции гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Мурманской области с 01.02.2015, не является собственником приборов учета электрической энергии N 007531044000091, N 006491027000675 и данные приборы учета не находятся на балансовом учете общества, поэтому в силу статьи 209 ГК РФ общество не вправе осуществлять действия с чужим имуществом, право владения, пользования и распоряжения которым по своему усмотрению принадлежит собственнику.
Инспекция, предписывая АО "АтомЭнергоСбыт" принятие заявителем мер к демонтажу спорных приборов учета электрической энергии, не указала перечень конкретных действий, которые должно совершить общество, которые отвечали бы критерию названного требования.
Таким образом, предписание ГЖИ от 10.02.2016 N 115/15 в части требования о принятии заявителем мер к демонтажу спорных приборов учета электрической энергии (п.3) следует признать недействительным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.06.2016 по делу N А42-2446/2016 изменить.
Признать недействительным пункт 3 предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 10.02.2015 N 115/15.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы ОАО "Мурманская областная электросетевая компания" и АО "АтомЭнергоСбыт" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2446/2016
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" - Филиал "КолАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Мурманская областная электросетевая компания", ОАО "Мурманская областная электросетевая компания"