Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2017 г. N Ф07-14012/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о предоставлении в собственность земельного участка, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия по договору купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А56-13434/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Старовойтовой О.Р., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Южаковой В.Д.
при участии:
от заявителя: представитель Брук Е.В. (доверенность от 25.11.2015),
от заинтересованного лица: представитель Стародубцева В.В. (доверенность от 30.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20381/2016) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2016 по делу N А56-13434/2016 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по заявлению ЗАО "Предпортовый"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании и об обязании,
установил:
Закрытое акционерное общество "Предпортовый" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:273 площадью 1892 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, пр. Народного Ополчения, уч. 227 (юго-западнее пересечения с Дачным проспектом), и об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в виде принятия решения о предоставлении ЗАО "Предпортовый" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:273 площадью 1892 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, пр. Народного Ополчения, уч. 227 (юго-западнее пересечения с Дачным проспектом), подготовке и направлении проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2016 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Также с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу ЗАО "Предпортовый" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Комитет подал апелляционную жалобу, в которой, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил решение отменить, в удовлетворении требований общества отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы Комитет указал, что обществом не выполнено императивное требование, предусмотренное пунктом 5 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, что исключает возможность принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность. Также податель жалобы указал, что в настоящее время из государственных органов и управлений Комитета поступили не все ответы на запросы Комитета, что делает невозможным совершение действий, указанных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, как полагает Комитет, до проверки всех оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, требование об обязании Комитета подготовить, подписать и направить обществу договор купли-продажи земельного участка является незаконным ввиду возможности наличия обстоятельств для отказа в предоставлении земельного участка в собственность на основании статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению Комитета, ссылка общества и суда на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" неправомерна в настоящем споре по причине того, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность удовлетворения требований о подготовке и направлении договора купли-продажи земельного участка именно для собственников объектов недвижимости, находящихся на земельном участке.
Общество в отзыве на жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, заявителю на основании государственного акта на право пользования землей от 04.02.1992 серия А-I N 010678 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 78:40:0008526:273, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадью 1892 кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, пр. Народного Ополчения, уч. 227 (юго-западнее пересечения с Дачным проспектом). Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации от 20.11.2015, согласно которому в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на указанный земельный участок (л.д. 7-18).
Общество в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Комитет с заявлением (отметка о принятии от 09.12.2015) о предоставлении в собственность земельного участка по указанного адресу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (л.д. 17).
Сославшись на то, что в нарушение статей 39.17, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации Комитет не принял соответствующее решение о предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, расценив это как бездействие Комитета, не соответствующее требованиям закона и нарушающее права заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции счел предъявленные требования подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявления о признании оспариваемых действий незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N171-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 данного Кодекса, осуществляется в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 этой статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи документы. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу названной нормы уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 данного Кодекса.
Применив с учетом предмета требований нормы законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения, процессуальные нормы во взаимосвязи с установленными при рассмотрении данного дела юридически значимыми фактами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Комитета является незаконным.
Суд первой инстанции установил, что на основании постановления правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98 "О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Санкт-Петербурга" (пункты 1.1, 1.2, 2, 3.11, 3.11.3, 3.25) Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, контроля за его использованием и сохранностью, также в сфере земельных отношений, распоряжается государственным имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством, в том числе осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, для чего уполномочен на заключение от имени Санкт-Петербурга договоров о передаче государственного имущества Санкт-Петербурга. Таким образом, именно Комитет является органом, уполномоченным на принятие решения и предоставление земельных участков согласно действующему земельному законодательству.
Как указал суд первой инстанции, общество, реализуя свое право на оформление земельного участка в собственность, обратилось к заинтересованному лицу с заявлением от 09.12.2015 о предоставлении на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка в собственность за плату. Требования к заявлению и прилагаемым к нему документам установлены статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что из содержания заявления следует, что определенные законодателем требования обществом соблюдены, к заявлению приложены необходимые документы. О соответствии заявления требованиям действующего законодательства и приложении необходимых документов свидетельствует также отсутствие со стороны Комитета действий по возвращению заявления в порядке пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, установлено, что земельный участок, принадлежащий заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, не относится к землям, изъятым из оборота, или к землям, ограниченным в обороте; не имеет иных установленных действующим земельным и водным законодательством ограничений к обороту. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации (подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.16, пунктами 3, 5 статьи 39.17), разъяснениями, содержащимися в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд пришел к правомерному выводу о том, что общество вправе требовать переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; Комитету следовало подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, осуществить его подписание и направить заявителю в срок, не позднее 24.01.2016. Вместе с тем, как в нормативно установленный срок, так и по состоянию на момент рассмотрения спора, в адрес заявителя подписанные проекты договора купли-продажи земельного участка не направлены.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции руководствовался, в том числе положениями статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позицией, сформулированной в пунктах 1 и 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 13763/11 по делу N А43-22536/2010.
Учитывая, что заинтересованным лицом нарушены установленные федеральным законодательством сроки для рассмотрения заявления, принятия решения и оформления договора купли-продажи земельного участка, отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для отказа в предоставлении на праве собственности земельного участка, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, право на предоставление земельного участка заявителю предусмотрено федеральным законодательством, при этом законодательно установлено, что оформление права собственности является обязанностью заявителя, суд первой инстанции счел, что нарушенное право общества может быть восстановлено посредством обязания заинтересованного лица принять решение о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации путем подготовки, подписания проекта договора и направления его для подписания.
Суд первой инстанции отклонил довод Комитета со ссылкой на осуществление им действий по сбору необходимой информации о выкупаемом земельном участке как необоснованный, поскольку норма пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации является императивной и может считаться соблюденной, если действия государственного органа завершены принятием в установленный срок обоснованного решения, в противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления. Суд первой инстанции указал, что Комитет в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий для рассмотрения заявления о выкупе земельного участка в установленный срок.
Суд первой инстанции правомерно не принял довод Комитета о том, что разъяснения, данные в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", относятся только к требованиям собственника расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения, указав, что разъяснения подлежат применению и к спорным правоотношениям, поскольку согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ) юридические лица, не указанные в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2010 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, что предполагает одинаковый порядок предоставления прав на соответствующие земельные участки собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования).
Отклонив аргумент Комитета о необходимости представления одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поскольку заинтересованное лицо, не сославшись на отсутствие заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сообщило обществу о принятии заявления к рассмотрению; суд первой инстанции обоснованно при этом указал, что непредставление такого заявления одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не является в силу закона причиной для отказа в предоставлении земельного участка; такое заявление может быть представлено при заключении договора купли-продажи.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июня 2016 года по делу N А56-13434/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
О.Р. Старовойтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13434/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2017 г. N Ф07-14012/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Предпортовый"
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга