Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2016 г. |
Дело N А21-10263/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Егиазарова Т.Ю. по доверенности от 05.07.2016
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23553/2016) Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.05.2016 по делу N А21-10263/2015 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гвардейская центральная районная больница"
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Гвардейская центральная районная больница" (ОГРН 1023902271667 ИНН 3916003189, место нахождения: Калининградская область, г. Гвардейск, ул. Тельмана, 22) (далее - Учреждение, Гвардейская ЦРБ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области (далее - ТО Росздравнадзора по Калининградской области, административный орган, заинтересованное лицо) от 24.11.2015 N П39-427/15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.05.2016 арбитражный суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление ТО Росздравнадзора по Калининградской области от 24.11.2015 N П39-427/15.
В апелляционной жалобе, административный орган, указывая на правомерность действий ТО Росздравнадзора, отсутствие грубых нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности, просит решение от 27.05.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, в материалы дела представлены доказательства надлежащего извещения заявителя (телефонограмма от 09.11.2015, направление письма на адрес электронной почты crb.buh2@ya.ru).
ТО Росздравнадзора, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения руководителя ТО Росздравнадзора по Калининградской области от 06.10.2015 N П39-427/15 в отношении Гвардейская ЦРБ была проведена внеплановая выездная проверка.
По итогам проведенной проверки был установлен факт нарушения Учреждением Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (далее - Правила), что отражено в акте проверки N П39-427/15 от 10.11.2015.
По данному факту 10.11.2015 в отношении Гвардейская ЦРБ составлен протокол об административном правонарушении N П39-427/15 по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в котором отражено нарушение Учреждением требований:
- пункта 5 Правил, выразившихся в хранении лекарственных препаратов без поддонов;
- пункта 7 Правил, выразившихся в не ежедневной регистрации гигрометра;
- пункта 10 Правил, выразившихся в отсутствии стеллажных карт в помещении хранения;
- пункта 11 Правил, выразившихся в отсутствии учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности;
- пункта 32 Правил, выразившихся в нарушении условий хранения термолабильных лекарственных средств - в отдельно стоящем здании фактическая Т +13,5С: новокаин, раствор для инъекций 5 мг/мл 200 мл 28, Биохимик ОАО, 8 коробок (хранить в сухом месте, при комнатной температуре - + 15 С - + 25 С; в палате отделения реанимации фактическая температура +21 С: манит, раствор для инфузий 150 мг/мл 400 мл, ОАО НПК ЭСКОМ, с. 010114 - 20 фл., (хранить не выше Т +20 С); полиглюкин, раствор для инфузий 6% 200,0, Биохимик ОАО, с. 210313 - 11 фл. (хранить от +10 С до + 20 С).
По результатам рассмотрения административного дела должностным лицом ТО Росздравнадзора по Калининградской области вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N П39-427/15 от 24.11.2015, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, установив допущенные административным органом грубые процессуальные нарушения, выразившиеся в ненадлежащем уведомлении Учреждения о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, заявление удовлетворил, признал незаконным и отменил постановление ТО Росздравнадзора по Калининградской области от 24.11.2015 N П39-427/15.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При выявлении административного правонарушения административный орган обязан обеспечить установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В пункте 24 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен Управлением в отсутствие законного представителя Учреждения.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности также проведено в отсутствие представителя Больницы.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения заявителя о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно материалам дела, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено в адрес Гвардейской ЦРБ посредством электронной почты, при этом отправление было адресовано бухгалтерии по адресу crb.buh2@ya.ru.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данный адрес электронной почты, с учетом конкретных обстоятельств, не может свидетельствовать об информировании именно законного представителя Учреждения (главного врача) о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Указанный адрес электронной почты не является официальным адресом электронной почты Гвардейской ЦРБ gvardeysk-crb@infomed39.ru, равно как и адресом электронной почты приемной Главного врача crb@gvardejsk.ru. Правомерность направления информации по адресу бухгалтерии Учреждения административным органом не доказана. Более того, доказательств свидетельствующих о прочтении отправления, направленного по электронной почте бухгалтерии, не представлено.
Вопреки доводам апеллянта, журнал телефонограмм также не является доказательством надлежащего уведомления лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
С учетом того, что факт получения определения о времени рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель отрицал, а доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о существенном нарушении административным органом
В силу пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несоблюдение административным органом положений статьи 28.2 КоАП РФ носит существенный характер, поскольку лишило Учреждение возможности воспользоваться предоставленными ему правами, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в свою очередь является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление ТО Росздравнадзора по Калининградской области от 24.11.2015 N П39-427/15.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.05.2016 по делу N А21-10263/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10263/2015
Истец: ГБУЗ К/о "Гвардейская центральная районная больница"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы по надору в сфере здравоохранения по К/о
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23553/16
09.08.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21154/16
11.07.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17662/16
27.05.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10263/15