г. Санкт-Петербург |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А56-9005/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Нестеровым С.А.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от заинтересованного лица: Лаврентьева В.А. дов. от 03.11.2015
от третьего лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-21557/2016) ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования"
на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2016 по делу N А56-9005/2016 (судья Исаева И.А.)
по заявлению ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования"
к Центральному банку Российской Федерации в лице Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации от 04.02.2016 N 40-15-Ю/0279/3110 по делу N 40-15-Ю/0279 о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст. 15.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей и предписания от 08.02.2016 N Т2-31-3-9/4744 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура г.Лангепаса.
Решением суда первой инстанции ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования" направило
апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления по тем основаниям, что отсутствие на стенде каких-либо документов не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 15.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представители заявителя и прокурора в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 30.09.2015 прокуратурой города Лангепаса на основании решения от 18.09.2015 проведена проверка соблюдения ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования" законодательства о защите прав потребителей и потребительском кредите.
В ходе проверки установлено, что на стендах в помещениях по адресам: г. Лангепас, ул. Ленина, д. 40 и ул. Ленина, д. 42А (магазины "585" и "Золотой"), где обществом принимаются заявки на выдачу микрозаймов, отсутствуют копии Правил предоставления микрозаймов, которые должны быть вывешены в месте, доступном для ознакомления с ними любого заинтересованного лица, что является нарушением требований, установленных Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральным Законом от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
По результатам проверки 05.10.2015 прокурором города Лангепаса в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 15.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки переданы в Северо-Западное Главное управление Центрального банка Российской Федерации, которое, рассмотрев представленные материалы проверки, вынесло постановление от 04.02.2016 N N 40-15-Ю/0279/3110 о привлечении ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования" к административной ответственности по части 2 статьи 15.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Обществу выдано предписание от 08.02.2016 N Т2-31-3-9/4744 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования" не согласилось с указанными постановлением и предписанием по тем основаниям, что отсутствие на стенде каких-либо документов не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 15.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, в том числе в сети "Интернет", влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Указанные правила микрофинансовой деятельности установлены Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и устанавливают правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяют порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливают размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, состоит в нарушении микрофинансовой организацией обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ.
Согласно частям 1, 2.1 статьи 3 Федерального закона N 151-ФЗ правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами. Микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 151-ФЗ юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
Статьей 8 Федерального закона N 151-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.
Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения: порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения; порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей; иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.
Пунктом 2 части 2 статьи 9 Федерального закона N 151-ФЗ установлена обязанность микрофинансовой организации разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет.
В силу статьи 10 Федерального закона N 151-ФЗ лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, вправе: знакомиться с правилами предоставления микрозаймов, утвержденными микрофинансовой организацией; получать полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, включая информацию обо всех платежах, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма.
Таким образом, осуществляя свою деятельность, микрофинансовая организация обязана исполнять в полном объеме требования специального законодательства, регламентирующие основы ее деятельности, в том числе по разработке и утверждению внутренних нормативных документов, к которым относятся Правила предоставления микрозаймов, а также обеспечивать соблюдение законодательно закрепленных прав лиц, обратившихся к ней за предоставлением займа.
Из материалов дела следует, что общество 20.09.2012 внесено в государственный реестр микрофинансовых организаций за регистрационным номером 2120278002998 и осуществляло деятельность по предоставлению микрозаймов по адресам г. Лангепас, ул. Ленина, д. 40 и д. 42а (магазины "585" и "Золотой") на основании соответствующих договоров аренды и субаренды. Следовательно, на общество распространяются требования Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Административным органом при проведении проверки установлено, что обществом в нарушение статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", статьи 8, пункта 2 части 2 статьи 9 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в местах оказания услуг не размещена информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, о чем составлен акт проверки от 30.09.2015 с приложением фотофиксации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п. 18.1).
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Доводы общества о том, что неразмещение правил предоставления микрозаймов для обозрения на стендах, в местах, доступных для ознакомления с ними любого заинтересованного лица, не образует состава и события правонарушения, вмененного обществу, основаны на неправильном толковании норм материального права и опровергаются материалами административного дела.
Апелляционным судом проверена процедура привлечения общества к административной ответственности, существенных нарушений при вынесении постановления о возбуждении административного дела и вынесении оспариваемого постановления и предписания не установлено.
Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, изложенную в заявлении и озвученную в суде первой инстанции, которой судом дана полная оценка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную и объективную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269, ст. 271
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2016 по делу N А56-9005/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9005/2016
Истец: ООО "Микрофинансовая организация "Центр экспресс кредитования"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации
Третье лицо: Прокуратура города Лангепаса