Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2017 г. N Ф07-13734/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А56-20563/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Дешагрен Е.В. по доверенности от 16.05.2016;
от заинтересованного лица: Гунгер К.Г. по доверенности от 23.09.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22194/2016) ЗАО "Лендорстрой-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2016 по делу N А56-20563/2016 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ЗАО "Лендорстрой-2"
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановления
установил:
ЗАО "Лендорстрой-2" (198035, Санкт-Петербург, Рижский пр, д.70, лит.Ж, ОГРН, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции (191014, Санкт-Петербург, Литейный пр. д.36, лит.А, далее - ГАТИ, административный орган) от 26.02.2016 N 574 о привлечении общества к административной ответственности по пунктам 1 и 3 статьи 14 и пункту 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга N 273-70) в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением суда первой инстанции признано незаконным и отменено постановление Государственной административно-технической инспекции от 26.02.2016 N 574.
Не согласившись с решением суда, ГАТИ направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель ГАТИ поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что обществом производились строительные работы в отсутствие ордера ГАТИ.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 30.12.2015 главным специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, вдоль дороги южнее поселка Петро-Славянка, левый берег реки Кузьминки за пределами земельного участка N 605 (территория предприятия "Ленсоветское кадастровый N 78:37:1782302: 1011) выявлены нарушения: за пределами земельного участка, выделенного для строительства на ул. Софийской, производятся земляные работ по устройству локальных очистных сооружений без ордера ГАТИ, отсутствует информационный щит и ограждение зоны производства работ, по данному факту 30.12.2015 составлен протокол осмотра территории и изготовлены фотоматериалы.
18.01.2016 главным специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых и отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, проведен осмотр зоны производства земляных работ по вышеуказанному адресу. Осмотром установлено, что за пределами земельного участка, выделенного для строительства на ул. Софийской, производятся земляные работы по устройству локальных очистных сооружений без ордера ГАТИ, отсутствует информационный щит и ограждение зоны производства работ. Самовольно, за пределами зоны производства земляных работ, размещена бытовка-вагончик (3-м х 6-м), на обочине проезда произведено складирование элементов ограждений. Ордер ГАТИ на размещение бытового городка не оформлен.
По выявленным нарушениям 20.01.2016 главным специалистом ГАТИ составлены протоколы об административных правонарушениях N 44003 от 20.01.2016, N 44004 от 20.01.2016 и N 44002 от 20.01.2016, по признакам правонарушений, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 14 и пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Определением ГАТИ от 17.02.2016 дела об административных правонарушениях N 44003 от 20.01.2016, N 44004 от 20.01.2016 и N 44002 от 20.01.2016 объединены в одно производство с присвоением N44002.
На основании материалов административного дела заместителем начальника ГАТИ 26.02.2016 вынесено постановление N 574 о привлечении ЗАО "Лендорстрой-2" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 и 3 статьи 14 и пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга N 273-70, в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
ЗАО "Лендорстрой-2" с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием состава вменяемого ему правонарушения.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 установлена административная ответственность за производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга органа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 273-70 нарушение утвержденных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, за исключением правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 16 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за самовольный демонтаж, разрушение, установку или перемещение объекта благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 утверждены Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми установлены единые требования к организации земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 4 производитель работ обязан установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов.
В силу пунктов 3.2.6, 16.14 Правил N 4 производитель работ обязан оградить зону работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов, входящих в зону производства работ, установить технические средства организации дорожного движения в соответствии с согласованной схемой организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, красные фонари на углах ограждений и не реже чем через каждые 50 метров вдоль ограждения.
Согласно пункту 1.4 названных Правил "ордер" - это документ, дающий право на производство работ, выдаваемый ГАТИ.
Пунктом 6.13 Правил N 4 установлено, что ордер ГАТИ на производство работ действителен только на вид, объем, сроки и участок работ, указанные в ордере.
В соответствии с пунктами 3.2.18 и 10.1 Правил N 4 при выполнении работ производитель работ обязан после завершения работ, восстановления нарушенного благоустройства и получения необходимых согласований исполнить порядок закрытия ордера, установленный Правилами либо при необходимости обратиться с заявлением о продлении срока действия ордера.
В силу пункта 6.1 Правил все организации, планирующие работы, указанные в пункте 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных пункта 4 настоящих Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено и является самовольным.
Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Следовательно, в рамках настоящего дела административный орган должен доказать противоправное поведение общества, выразившееся в производстве строительных работ в отсутствие ордера ГАТИ. Контролирующий орган, в силу прямого указания закона обязан при проведении проверки установить все фактические обстоятельства, способные повлиять на квалификацию правоотношений.
По мнению ГАТИ, факт производства ЗАО "Лендорстрой-2" земляных работ по устройству локальных очистных сооружений без ордера ГАТИ, а также отсутствие информационного щита и ограждения зоны производства работ по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, вдоль дороги южнее поселка Петро-Славянка, левый берег реки Кузьминки за пределами земельного участка N 605 (территория предприятия "Ленсоветское" кадастровый N 78:37:1782302: 1011), подтвержден протоколами осмотра от 30.12.2015,15.01.2016, 18.01.2016 и 20.01.2016, государственным контрактом Санкт-Петербурга NС-21 от 19.06.2088, разъяснениями Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, актом от 23.09.2009, свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2015, объяснениями представителя общества.
Вместе с тем, обществу ранее был оформлен ордер ГАТИ N У-6029 от 31.10.2007 на новое строительство. При обращении в ГАТИ 25.12.2013 о продлении ордера обществу отказано, поскольку осуществляемые работы по государственному контракту в соответствии с пунктом 4.3 Правил не являются видом работ, на который нужно получать ордер ГАТИ.
Апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае административным органом не представлено безусловных доказательств того, что строительство ЛОС в Петро-Славянке не связано с осуществлением строительства по государственному контракту, не доказан факт неправомерности обеспечения безопасности зон работ путем установки ограждения и вагона - бытовки, как и не доказан факт выполнения обществом работ, требующих получение ордера.
При наличии указанных противоречий, и отсутствии иных доказательств, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ГАТИ не представлено надлежащих, безусловных доказательств совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктами 1 и 3 статьи 14 и пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии состава инкриминируемого правонарушения в действиях общества, что в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае, ГАТИ в ходе производства по делу об административном правонарушении не установила именно те юридически значимые обстоятельства (правовые и фактические основания), наличие которых позволяет применить к лицу инструменты публично-правового реагирования в виде административного наказания, предусмотренного пунктами 1 и 3 статьи 14 и пунктом 1 статьи 16 Закона N 273-70. Иное означает возможность незаконного возложения соответствующей ответственности, не отвечающей ее целям и принципам.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июля 2016 года по делу N А56-20563/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной административно-технической инспекции без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20563/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2017 г. N Ф07-13734/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Лендорстрой-2"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция Правительства Санкт-Петербурга