Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
14 ноября 2016 г. |
Дело N А26-2926/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лутай В.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Береснева Д.С. по доверенности от 01.01.2016;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-25156/2016) ООО "Гарантия плюс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.08.2016 по делу N А26-2926/2016 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Гарантия плюс", место нахождения: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Советская, д.31, ОГРН 1051000005759)
к Административной комиссии Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185000, г. Петрозаводск, пр.Ленина-2, ОГРН 10210005384814;
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Гарантия плюс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Административной комиссии Петрозаводского городского округа (далее - Административная комиссия) от 23.03.2016 N 1.8.3-01/185 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" (далее- Закон Республики Карелия "Об административных правонарушениях", Закон N 1191-ЗРК).
Решением суда первой инстанции от 22.08.2016 Обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой указало на то, что акт осмотра не может являться достаточным доказательством вины общества, поскольку зафиксированный в нем факт наличия на кровле многоквартирного дома локальных наледей и сосулек сам по себе не указывает на непринятие обществом своевременных мер. Кроме того, общество полагает, что решение вопроса о привлечении к административной ответственности находится за пределами полномочий ответчика, поскольку правовое регулирование таких вопросов установлено на федеральном уровне, а именно, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает возможность применения Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК. Общество просит решение от 22.08.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии.
К судебному заседанию от административного органа в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Административная комиссия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Общества несостоятельными.
Административная комиссия, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), перешла к рассмотрению жалобы по существу в отсутствие представителей стороны.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.01.2016 муниципальным инспектором отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства Управления муниципального контроля аппарата Администрации Петрозаводского городского округа в ходе ежедневного обхода жилого микрорайона в городе Петрозаводске, закрепленного за ним в соответствии с пунктом 3.30 Положения об отделе муниципального контроля Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа, проведен осмотр территории, прилегающей к дому N 8 по ул. Ленинской в г. Петрозаводске, в ходе которого на придомовой территории указанного дома обнаружено, что управляющей компанией не обеспечена своевременная очистка кровли дома от снега, наледи и сосулек; не обеспечено производство работ по установке ограждений и не проведены охранные мероприятия на придомовой территории, где возможны обрушения наледи, сосулек, что является нарушением пунктов 1-2 статьи 4 и пунктов 7,8 статьи 7 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414.
По результатам осмотра составлен акт осмотра от 28.01.2016 N 151 с приложением фототаблицы.
02.03.2016 по факту правонарушения, с участием представителя Общества Лаврикова В.А., составлен протокол об административном правонарушении N 151-П по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", материалы дела переданы на рассмотрение Административной комиссии Петрозаводского городского округа.
Административная комиссия Петрозаводского городского округа, рассмотрев материалы административного дела, вынесла постановление от 23.03.2016 N 1.8.3-03/185 о привлечении ООО "Гарантия плюс" к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 50 000 рублей, с учетом повторного совершения правонарушения (постановление N 1.13-25/223 от 23.01.2015).
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 1.3 Законом Республики Карелия N 1191-ЗРК от 15.05.2008 "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе за нарушения правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Карелия, муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что повторное нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего закона, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере ста тысяч рублей. Под повторным правонарушением в настоящем Законе понимается правонарушение, совершенное в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение однородного (имеющего единый родовой объект посягательства) правонарушения (статья 1.5 Закона N 1191-ЗРК).
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414.
Названные Правила регулируют отношения в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, а также установления единого подхода в решении вопросов содержания территории Петрозаводского городского округа и являются обязательными для исполнения на территории округа (статья 2).
Согласно пункту 2 статьи 4 Правил организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414 (далее - Правила от 03.06.2014 N27/27-414) организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами
Общество осуществляет аварийное и техническое обслуживание общего имущества обследованного многоквартирного дома N 8 по ул. Ленинской в г.Петрозаводск. Сведений о том, что на момент проведения обследования придомовой территории собственниками помещений была выбрана иная управляющая организация либо изменен способ управления многоквартирным домом, в материалах дела не имеется.
Порядок проведения зимней уборки дворовых территорий предусмотрен в статье 7 Правил от 03.06.2014 N 27/27-414. Пунктами 1 - 5 указанной статьи установлены следующие требования:
1. Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке дворовых территорий при отсутствии снегопада определяется от интенсивности движения:
I класс - через трое суток; II класс - через двое суток; III класс - через одни сутки.
Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке дворовых территорий во время снегопада определяется от интенсивности движения при температуре воздуха ниже -2 град. C: I класс - через три часа; II класс - через два часа; III класс - через один час.
Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке дворовых территорий во время снегопада определяется от интенсивности движения при температуре воздуха выше -2 град. C: I класс - через полтора часа;
II класс - через один час; III класс - через полчаса.
2. Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убираются, а в случае гололеда и скользкости посыпаются песком тротуары, пешеходные дорожки, подъездные пути к контейнерным площадкам, а затем иные части дворовых территорий.
3. Участки тротуаров, пешеходных дорожек, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-разрыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должны производится одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
4. Снег при ручной уборке тротуаров, пешеходных дорожек и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться "под скребок" (уборка снега полностью). При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать "под движок" (уборка с оставлением слоя снега для последующего его уплотнения).
5. При возникновении скользкости должна проводиться обработка тротуаров, пешеходных дорожек и внутриквартальных проездов пескосоляной смесью. Размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны.
Согласно пункту 7 статьи 7 Правил благоустройства в зимнее время собственники, арендаторы, владельцы многоквартирных и жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений или иные уполномоченные ими лица обязаны организовать своевременную очистку кровель от снега, наледи и сосулек.
Пунктом 8 статьи 7 названных Правил предусмотрено, что очистка кровель зданий от снега, наледеобразований со сбросом его на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы. Сброс снега, наледеобразований с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории. Перед сбросом снега, наледи необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения пешеходов. Сброшенный с кровель зданий снег и наледообразования должны немедленно вывозиться либо размещаться вдоль лотка для последующего их вывоза в течение суток. Не допускается сбрасывать снег и лед на проезжую часть дорог. Запрещается сбрасывать снег, лед и мусор в желоба или воронки внутренних и наружных водостоков, повреждать кровлю и ее элементы. При сбрасывании снега, наледи с кровель должны быть приняты меры по ограждению опасных зон в целях безопасности пешеходов и имущества
Общество не отрицает тот факт, что на дату проверки на обслуживаемой им придомовой территории многоквартирного дома действительно на кровле имелась наледь и сосульки, а ограждение опасных зон на прилегающей к дому территории, где возможно обрушение наледи, отсутствовало.
Однако заявитель полагает, что составленный по данному делу акт осмотра не может являться достаточным доказательством вины общества, поскольку зафиксированный в нем факт наличия на кровле многоквартирного дома локальных наледей и сосулек сам по себе не указывает на непринятие обществом своевременных мер по устранению нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Законом Республики Карелия "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Так, по смыслу указанных выше норм Правил благоустройства, удаление наледеобразований и сосулек с кровель должно производиться по мере необходимости и своевременно, вне зависимости от наличия жалоб и заявок жильцов.
Между тем, как видно из материалов дела, в том числе и акта осмотра, на момент проведения проверки территории такая необходимость уже имелась, однако работы по устранению наледей и сосулек с крыши проведены управляющей компанией только 29.01.2016 на основании соответствующего наряд-задания. Доказательств проведения таких работ в день осмотра суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела не установил нарушений либо неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые привели бы к принятию неправильного судебного акта.
При привлечении Общества к административной ответственности были соблюдены требования Кодекса РФ об административных правонарушениях о процессуальном порядке привлечения к административной ответственности.
Оспариваемое постановление вынесено полномочным органом, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден. Дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено при надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени совершения данных процессуальных действий. Назначение наказания осуществлено по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", с учетом повторного совершения правонарушения.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что применение к заявителю меры ответственности, установленной субъектом Российской Федерации, является правомерным.
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414, в настоящее время являются действующими и потому подлежат исполнению.
При этом административная ответственность за нарушение Правил благоустройства установлена непосредственно в статье 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", тогда как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение Правил благоустройства не установлена.
Доводы Общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют позицию, изложенную в заявлении, которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки не имеется.
С учетом вышеприведенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.08.2016 по делу N А26-2926/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Гарантия плюс" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2926/2016
Истец: ООО "Гарантия-Плюс"
Ответчик: Административная комиссия Петрозаводского городского округа