Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 ноября 2017 г. N Ф10-3648/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
18 мая 2017 г. |
Дело N А09-11131/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., при участии в судебном заседании представителей от Департамента экономического развития Брянской области: Тарасовой О.Е. (доверенность от 09.01.2017, паспорт), Лымарь Ю.В. (доверенность от 09.01.2017, паспорт), от Управления Федеральной Антимонопольной службы по Брянской области: Руденко А.И. (доверенность от 09.01.2017, удостоверение), от Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская микрофинансовая организация": Афанасенкова Е.В. (доверенность от 14.12.2016), в отсутствие представителей от Брянского микрофинансового фонда "Новый мир", извещенного надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании, с использованием системы аудиозаписи, апелляционную жалобу Департамента экономического развития Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2017 по делу N А09-11131/2016 (судья Грахольская И.Э.), принятое по заявлению Департамента экономического развития Брянской области к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Брянской области, третьи лица: Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир", Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская микрофинансовая организация" о признании недействительными приказа и решения, установил следующее.
Департамент экономического развития Брянской области (далее - департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы (далее - управление, УФАС) о признании недействительными приказа УФАС по Брянской области N 119 от 12.05.2016 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" и решения N 10 от 31.05.2016 о признании в действиях департамента экономического развития Брянской области факта нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в объявлении конкурсного отбора с нарушением пункта 3.8. Порядка, то есть позднее 01.12.2015, а также в сокращении сроков приема заявок на участие в конкурсном отборе.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2017 по настоящему делу заявленные требования были оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судом решением, департамент обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт указывает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Заявитель жалобы полагает, что возбуждая и рассматривая данное дело, УФАС ошибочно пришло к выводу о применении положений, предусмотренных статьей 447 ГК РФ, так как спорные отношения по проведению конкурсного отбора не носят гражданско-правового характера, поскольку прямо вытекают из финансово-бюджетных отношений. Настаивает, что в действиях департамента не было нарушения антимонопольного законодательства, и у антимонопольной службы не было основания для признания в действиях департамента нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир" (далее - фонд "Новый мир") в представленном отзыве поддержал позицию апеллянта. Извещенный надлежащим образом, явку представителей в судебном заседании не обеспечил, в связи с чем и на основании статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Представители Департамента экономического развития Брянской области и Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская микрофинансовая организация" поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Управления Федеральной Антимонопольной службы по Брянской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.12.2015 на официальном сайте Департамента экономического развития Брянской области в сети Интернет было размещено объявление о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Срок для подачи заявок установлен с 03.12.2015 по 10.12.2015.
На заседании конкурсной комиссии 11.12.2015 по определению объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, была рассмотрена конкурсная заявка претендента БМФ "Новый мир", который признан победителем конкурсного отбора.
В связи с чем, 21.12.2015 Департаментом с победителем заключено соглашение N Э-3-19 о порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства. Размер субсидии, подлежащей выплате, составляет 50 000 000 руб.
Фонд поддержки малого предпринимательства "Брянская микрофинансовая организация" 24.12.2015 представил в департамент комплект документов на участие в конкурсном мероприятии.
11.01.2016 письмом исх. N Э-3-15 департамент сообщил, что заявитель не допущен к конкурсному отбору, поскольку все бюджетные средства, предусмотренные на реализацию конкурсного мероприятия уже были распределены.
На официальном сайте Департамента в сети Интернет размещено объявление и протокол N 1 от 11.12.2015 конкурсной комиссии по определению объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которому победителем конкурсного отбора признан Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир".
Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация" посчитав, что конкурс по определению объема и предоставлению субсидий проведен с нарушением правил, установленных законом, а отказ в приеме его конкурсной заявки от 11.01.2016 не соответствует закону и нарушает его права, обратился в с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области с заявлением.
Заявление Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация" было рассмотрено УФАС по Брянской области в порядке статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции".
УФАС по Брянской области 12.05.2016 был издан приказ N 119 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
В соответствии с пунктом 1 приказа возбуждено дело по признакам нарушения Департаментом экономического развития Брянской области части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" по признакам нарушений конкурсной комиссией по определению объема предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, части 1 статьи 17, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В пункте 2 приказа установлен состав комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия, рассмотрев дело, приняла решение от 31.05.2016.
Департамент экономического развития Брянской области считает, что оспариваемые приказ и решение Брянского УФАС не соответствуют закону и нарушают его права и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанных ненормативных правовых актов недействительными.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции действие Указанного Закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
В соответствии со статьями 23, 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Одним из оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 ст.39 Закона о защите конкуренции).
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения антимонопольного дела явилось заявление Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация" о нарушении его прав при проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
К числу функций антимонопольного органа согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме.
В соответствии с вышеуказанным законодательством УФАС принял оспариваемый приказ о проведении проверки и решение по ее итогам.
Вступившими в силу решениями Арбитражного суда Брянской области по делам N А09-3530/2016 от 18.07.2016 и N А09-4239 от 25.07.2016 установлено, что конкурсный отбор проведен 11.12.2015 с нарушением сроков, установленных Порядком определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением правительства Брянской области от 26.10.2015 N 540-п.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований для признания недействительным пункта 1 решения от 31.05.2016 о нарушении сроков, у суда первой инстанции не имелось.
Для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух обязательных условий, если данный ненормативный правовой акт не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
В пункте 2 решения предусмотрено, что Департаменту экономического развития по Брянской области не будет выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Данный пункт не нарушает права заявителя, следовательно, не может быть признан недействительным.
Пункты 3, 4 и 5 Решения воспроизводят общие права антимонопольных органов, которые им предоставлены в силу закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проведенный конкурсный отбор по сути является формой торгов, и к нему должны применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о торгах, в частности части 2 статьи 448 ГК РФ, в данном случае действуют нормы бюджетного законодательства, являются обоснованным. Данным доводам дана надлежащая оценка судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела по существу.
Кроме того, этим доводам дана оценка в постановлениях Двадцатого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Центрального округа от 10.10.2016 и 18.01.2017 года соответственно по делу N А09-3530/2016.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2017 по делу N А09-11131/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11131/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 ноября 2017 г. N Ф10-3648/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент экономического развития Брянской области
Ответчик: Управление Антимонопольной службы по Брянской области
Третье лицо: Фонд Брянский микрофинансовый "Новый мир", Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация"
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3648/17
18.05.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1967/17
15.02.2017 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-11131/16
13.01.2017 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-11131/16