г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А56-9931/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Дебур А.Г. по доверенности от 20.09.2016 от 01.-38/14680;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26124/2016) Северо-Западной оперативной таможни
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2016 по делу N А56-9931/2016 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ООО "ИмпЭкс"
к Северо-Западной оперативной таможне
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИмпЭкс" (ОГРН 1137847495477, место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, Химический пер., д. 1, лит. АВ; далее - ООО "ИмпЭкс", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западной оперативной таможни (ОГРН 1027807571373, место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 71, корп. 2; далее - заинтересованное лицо, Таможня) от 02.02.2016 по делу об административном правонарушении N 10212000-1/2016 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 22.06.2016 заявление Общества удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.09.2015 на таможенный пост (далее - т/п) Кронштадтский Балтийской таможни генеральным директором ООО "ИмпЭкс" подана электронная декларация (далее - ДТ) N 10216022/280915/0017497 на товары, прибывшие в грузовом транспортном средстве (далее - т/с) марки "VOLVO" регистрационный номер (далее - peг. N) CU 8688 с полуприцепом peг. N К 2234, на основании контракта от 16.06.2014 N SHE-1/2014, заключенного между ООО "ИмпЭкс" и компанией "SNABB TRADE SKANDINAVIA HANDELSBOLAG OVER AGENT SIA "INTER SPED", LV (Швеция, 62 FURULUND, C/O HORLUND, KUNGSGATAN 54).
Согласно сведениям вышеуказанной ДТ, товарораспорядительных и коммерческих документов для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" ("ИМ-40") был заявлен товар: "электронное оборудование, лампы напольные, салфетки из микрофибры, инструменты для обработки металлов, ручные бормашины для сверления и пр.", общим количеством 39 грузовых мест, общим весом брутто/нетто - 6902,9/6899,7 кг.
Получатель, декларант, а также лицо ответственное за финансовое урегулирование - ООО "ИмпЭкс". Лицо, заполнившее ДТ (гр. 54 ДТ) - генеральный директор ООО "ИмпЭкс" Карташов Александр Сергеевич.
В период с 30.09.2015 по 07.10.2015 должностным лицом т/п Кронштадтский Балтийской таможни в ПЗТК ООО "Корунд Терминал" (197760, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, д. 33, лит. А) проведен таможенный досмотр товара, прибывшего в адрес ООО "ИмпЭкс". По результатам проведения таможенного досмотра (АТД N 10216022/071015/001357) установлено, что в т/с марки "VOLVO" per. N CU8688/K2234 помимо заявленного в ДТ N 10216022/280915/0017497 товара, обнаружены недекларированные в ДТ товары (металлические изделия, стержни, платы с микросхемами, светильники и пр.), общим весом брутто/нетто - 1996,64/1874,77 кг.
По факту недекларирования по установленной форме вышеуказанного товара должностным лицом Северо-Западной оперативной таможни 07.10.2015 возбуждено дело об административном правонарушении N 10212000-99/2015 по части 1 статьи 16.2 КоАП России в отношении ООО "ИмпЭкс".
Постановлением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга Р.Г. Ведениной от 04.03.2016 ООО "ИмпЭкс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП России, ООО "ИмпЭкс" назначено наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения. Постановление Приморского районного суда Санкт-Петербурга вступило в законную силу.
В ходе производства по делу об административном правонарушении N 10212000-99/2015 в Балтийскую таможню с целью установления в отношении недекларированных товаров запретов и (или) ограничений на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза направлен запрос от 25.11.2015 N 16-17/16126.
Согласно поступившему ответу из Балтийской таможни (исх. от 21.12.2015 N 15-10/54481) и информации, полученной Северо-Западной оперативной таможней, обнаруженные в результате таможенного досмотра товары:
- светильники напольные ландшафтные, встраиваемые в грунт, в металлическом корпусе, арт. 227410, 230v. Для использования со светодиодными источниками света. В количестве 10 штук;
- светильники настенные/потолочные, в металлическом корпусе арт. 132020, 230v. Для использования со светодиодными источниками света. В количестве 24 штук., недекларированные в ДТ N 10216022/280915/0017497 подпадают под действие технического регламента Таможенного союза (далее - TP ТС) N 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N768, и технического регламента TP ТС N 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 879, в связи с чем, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящих Технических регламентов, которое осуществляется в форме сертификации.
Товары:
- Рулон абразивной ленты на тканевой основе, с маркировкой "VSM. Made in Germany. 893140/005/001". Series - KK117F. Размеры - 400 мм хЮО м. материал абразива - оксид алюминия, размер зерна - Р150, в количестве 1 шт.;
- Рулон абразивной ленты на тканевой основе, с маркировкой "VSM. Made in Germany. 893140/005/002". Series - KK114F. Размеры - 400 мм хЮО м., материал абразива - оксид алюминия, размер зерна - Р150, в количестве 1 шт.;
- Рулон абразивной ленты на тканевой основе, с маркировкой "VSM. Made in Germany". Series - XK266X. Размеры - 300 мм х50 м., материал абразива - оксид алюминия, в количестве 1 шт.;
- Рулон абразивной ленты на тканевой основе, с маркировкой "VSM. Made in Germany. 893140/004/002". Series - KK114F. Размеры - 400 мм хЮОм. материал абразива - оксид алюминия, размер зерна - Р40, в количестве 1 шт.;
- Рулон абразивной ленты на тканевой основе, с маркировкой "VSM. Made in Germany. 893140/004/001". Series - KK114F. Размеры - 400 мм хЮО м., материал абразива - оксид алюминия, размер зерна - Р40, в количестве 1 шт.;
- Рулон абразивной ленты на тканевой основе, с маркировкой "VSM. Made in Germany. 893140/001/002". Series - XK226X. Размеры - 1480 мм х50 м., материал абразива - оксид алюминия, в количестве 1 шт.;
- Рулон абразивной ленты на тканевой основе, с маркировкой "VSM. Made in Germany. 893140/001/001". Series - XK226X. Размеры - 1480 мм х50 м, материал абразива - оксид алюминия, в количестве 1 шт., подпадают под действие TP ТС N 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, в связи с чем, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которое осуществляется в форме декларирования соответствия.
По факту обнаруженного административного правонарушения 19.01.2016 должностным лицом Северо-Западной оперативной таможни в отношении ООО "ИмпЭкс" составлен протокол об административном правонарушении N 10212000-1/2016 по части 1 статьи 16.3 КоАП России.
02.02.2016 Северо-Западной оперативной таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10212000-1/2016 о привлечении ООО "ИмпЭкс" к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП России.
Не согласившись с указанным постановлением таможни, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Выслушав представителя таможенного органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится, в том числе: установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в том числе, если эти меры: необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле; представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 16.08.2013 N 768 до 15 марта 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными законодательством государств - членов Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
В силу статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, установлен Положением, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач и, до их выпуска таможенными органами.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 ТК ТС).
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТК ТС (пункт 1 статьи 179 ТК ТС).
В силу части 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно статье 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС.
Согласно пункту 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ввезенный Обществом по ДТ N 10216022/280915/0017497 товар подпадает под действие ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011, ТР ТС 010/2011, в связи с чем Общество обязано было представить в таможенный орган документы о соблюдении запретов и ограничений, а именно декларации о соответствии ввозимого товара требованиям указанных технических регламентов таможенного союза.
В силу частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, из представленных материалов дела следует, что сведения о товаре (металлические изделия, стержни, платы с микросхемами, светильники и пр.) общим весом брутто/нетто - 1996,64/1874,77 кг. подлежащий подтверждению соответствия в форме сертификации или декларирования соответствия согласно требованиям ТР ТС 019/2011, Обществом в ДТ N 10216022/280915/0017497 не заявлялись, в товаротранспортных документах (инвойсе, коносаменте) сведения о данном товаре также не указаны.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Общество, не обладая информацией о направлении в его адрес иного товара, несогласованного сторонами и неуказанного в товаросопроводительных документах, не имело реальной возможности предоставить в распоряжение таможенного органа сертификаты соответствия, которые у него отсутствовали.
Указанное свидетельствует о том, что у Общества не имелось намерений нарушить требования действующего законодательства в сфере таможенного регулирования.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения (вины в его совершении), что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление таможенного органа правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 июня 2016 года по делу N А56-9931/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной оперативной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9931/2016
Истец: ООО "ИмпЭкс"
Ответчик: Северо-Западная оперативная таможня