г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2016 г. |
Дело N А56-1164/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б., судей Борисовой Г.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания Пермяковой Е.П.
при участии:
от юридического лица по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta: Богданов А.Н. по доверенности от 11.11.2015
от Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России: не явился, извещен надлежащим образом
от Выборгской таможни: Стерхов Д.Н. по доверенности от 11.01.2016
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14652/2016) юридического лица по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta, Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2016 по делу N А56-1164/2016 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению юридического лица по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta, Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России
к Выборгской таможне
о признании незаконным решения об отказе в выпуске товара
установил:
Религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" (ОГРН 1037858002467, адрес: 197739, г. Санкт-Петербург, пос. Солнечное, Средняя ул., д. 6; далее - Организация) и юридическое лицо по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Выборгской таможни (адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 9/15, ОГРН 1034700881522; далее - таможня, таможенный орган) об отказе в выпуске товаров, а также обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем совершения действий по выпуску товара, ввезенного JEHOVAN TODISTAJAT uskonnollnen yhdyskunta в соответствии с заявленной таможенной процедурой таможенного транзита.
Решением от 20.04.2016 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, Организация и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателей апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления неправомерны и необоснованны.
Судебное заседание апелляционного суда откладывалось для представления сторонами в материалы дела дополнительных документов.
В судебном заседании апелляционного суда 29.09.2016 произведена замена судебного состава в порядке статьи 18 АПК РФ.
Представителем юридического лица по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta заявлено ходатайство об истребовании дополнительных доказательств.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 66 АПК РФ определением от 29.09.2016 истребовал у Выборгской таможни и Автономной некоммерческой организации по развитию социокультурной деятельности "Центр социокультурных экспертиз" (119072, г. Москва, наб. Берсеневкая, 18-20-22, корп. 3) результаты проведенного по поручению таможенного органа исследования книг "Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета" и "Познавательная Библия. Библия в Синодальном переводе и Популярная Библейская энциклопедия".
Таможенным органом в судебном заседании 17.11.2016 представлено письмо от 20.10.2016 N 05/28404, в соответствии с которым таможенный орган потребовал от Автономной некоммерческой организации по развитию социокультурной деятельности "Центр социокультурных экспертиз" возвратить истребуемые определением от 29.09.2016 доказательства. Сведений об исполнении АНО по развитию социокультурной деятельности "Центр социокультурных экспертиз" определения суда от 29.09.2016, а также о причинах невозможности исполнения определения суда материалы дела не содержат. Ответа на письмо таможни от 20.10.2016 N 05/28404 в материалы дела также не представлено.
Апелляционный суд определил рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
В судебном заседании 17.11.2016 представитель юридического лица по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России", извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие Организации в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 16.11.2015 из Финляндской Республики на таможенный пост МАПП Светогорск прибыло транспортное средство рег. N VOY-566 с товаром книги и брошюры; перевозчик - "Свидетели Иеговы"/"JEHOVAN TODISTAJAT", получатель - "Административный центр Свидетелей Иеговы в России" (п. Солнечное, ул. Средняя 6, 197739, Санкт-Петербург, Россия, ИНН 7821011020).
В ходе совершения таможенных операций, связанных с регистрацией сообщения о прибытии, на основании системы управления рисками и в соответствии со статьей 116 ТК ТС таможенным органом проведен 100% таможенный досмотр товаров, результаты которого зафиксированы актом таможенного досмотра от 17.11.2015 N 10206010/171115/002644.
По результатам досмотра таможней установлено, что в транспортном средстве рег. N VOY-566 перемещался товар:
1) Книга в черном твердом переплете с надписью на обложке "БИБЛИЯ", на развороте имеется надпись "БИБЛИЯ /КНИГИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ/ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА/ TBS/ Trinitarian Bible Society/ Tyndale House, Dorset Road, London, SW19 3NN, England/ REGISTERED CHARITY NUMBER: 233082 (ENGLAND) SC038379 (SCOTLAND)/ Russian Bible/ Product Code: RUSB/ ISBN 978 1 86228 279 II Printed in Belarus by Printcorp/ 10M/03/14" - 50 штук.
2) Книга в твёрдом цветном переплете с иллюстрациями, изображениями двух римских воинов, старца и римская монета, с надписью на обложке "ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БИБЛИЯ/ БИБЛИЯ в Синодальном переводе/ Популярная Библейская энциклопедия", на развороте имеется надпись "ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БИБЛИЯ / БИБЛИЯ Книги Священного Писания/ Ветхого и Нового Завета КАНОНИЧЕСКИЕ/ В русском переводе с иллюстрациями и приложением/ ПОПУЛЯРНАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ/ Под редакцией Тима Даули/ РОССИЙСКОЕ БИБЛЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО/ Москва, 2008/ ISBN 978-5-85524-365APC-FT5671/ Printed in Belarus by Printcorp/ 10M/03/14" - 18 штук.
17.11.2015 перевозчиком подана транзитная декларация, которая принята и зарегистрирована должностным лицом МАПП Светогорск.
В целях обеспечения перевозчиком соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 216 ТК ТС, руководствуясь положениями статей 152 и 159 ТК ТС для контроля перемещаемых товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза, утвержденными Решением Комиссии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 и Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ, для принятия решения о выпуске товаров, представителю перевозчика 17.11.2015 вручено уведомление о необходимости применить меры обеспечения соблюдения таможенного транзита.
В связи с тем, что в течение срока выпуска товаров со дня регистрации транзитной декларации перевозчиком "JEHOVAN TODISTAJAT" не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, в выпуске товаров письмом от 17.12.2015 N 20-03-12/3398 отказано по основаниям части 1 статьи 201 ТК ТС.
Полагая, что указанные действия таможенного органа являются незаконными и нарушают права заявителей, Организация и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta обратились в суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявления Организации и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta, нарушения прав и законных интересов Организации и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta обжалуемыми решениями, действием (бездействим) таможенного органа не установил. В связи с изложенным, в удовлетворении заявления Организации и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно положениям статьи 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр.
В силу положений статье 116 ТК ТС таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц.
По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:
- сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
- причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
- результаты таможенного досмотра;
- иные сведения, предусмотренные формой акта.
Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено.
Основными целями таможенного досмотра являются: получение фактических сведений о товарах и транспортных средствах, идентификации товаров и транспортных средств; выявление и пресечение правонарушений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил, иных нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Как следует из материалов дела, на основании постановления N 61 от 16.11.2015 о проведении оперативно-розыскного мероприятия "сбор образцов для сравнительного исследования" и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" 14.07.2015 оперуполномоченным по ОВД ОРО Выборгской таможни в присутствии понятых и представителя Богородченко А.В. составлен акт об изъятии проб и образцов от 17.11.2015 и изъяты: книга в черном твердом переплете с надписью на обложке "БИБЛИЯ" (3 экземпляра), книга в твёрдом цветном переплете с иллюстрациями, изображениями двух римских воинов, старца и римская монета, с надписью на обложке "ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БИБЛИЯ/ БИБЛИЯ в Синодальном переводе/ Популярная Библейская энциклопедия" (3 экземпляра), которые были упакованы в белый полиэтиленовый пакет с надписью "Почта России", пломба ФТС 02568.
В связи с данными мероприятиями срок выпуска товара в соответствии со статьей 196 ТК ТС продлен.
В соответствии со статьей 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включений меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешний торговли товаров, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорам государств - членов таможенного союза.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:
пунктом 2 статьи 202 названного Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза;
пунктом 3 статьи 202 названного Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с названным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении условия, что товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с такой территории.
"Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза", утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, раздел 1.3 которого идентичен разделу 1.3 "Единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими лицами", утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134.
Согласно разделу 1.3 названного "Перечня" к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза запрещены печатные и аудиовизуальные материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.
Из пункта 2 статьи 216 ТК ТС следует, что помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается, если в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов.
Таким образом, при ввозе товара перевозчику с целью выпуска товара (до разрешения вопроса о его выпуске) надлежало представить документы, подтверждающие соответствие ввезенных товаров установленным запретам и ограничениям.
Запрос о предоставлении недостающих документов (уведомление) от 17.11.2015, врученный перевозчику 18.11.2015, направлен в соответствии с Приказом ФТС России от 26.05.2011 N 1067 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении" (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 7 Инструкции уполномоченное должностное лицо при представлении перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза, установленных статьями 152 и 159 ТК ТС (далее - сообщение о прибытии) документов и сведений, принимает следующие документы и сведения:
документы на транспортное средство;
транспортные (перевозочные) документы;
документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу);
сведения о государственной регистрации транспортного средства;
наименование и адрес перевозчика товаров;
наименование страны отправления и страны назначения товаров;
наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
сведения о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
сведения о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен;
сведения о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.
Кроме указанных документов и сведений уполномоченное должностное лицо также принимает от перевозчика или лица, действующего по его поручению:
талон контроля при въезде;
сведения об уникальном идентификационном номере перевозки на бумажном носителе. Наличие уникального идентификационного номера перевозки является подтверждением представления предварительной информации.
(в ред. Приказа ФТС России от 05.06.2012 N 1083)
При перевозке товаров автомобильным транспортом в соответствии с Конвенцией МДП уполномоченное должностное лицо принимает также книжку МДП, заполненную и оформленную в соответствии с требованиями указанной Конвенции, а при перевозке товаров в соответствии с Конвенцией АТА и Конвенцией о временном ввозе, 1990 (далее - конвенции о временном ввозе) - карнет АТА, заполненный и оформленный в соответствии с требованиями указанных конвенций.
Согласно пункту 11 Инструкции, если документы, указанные в пункте 7 Инструкции, не содержат всех необходимых сведений, уполномоченное должностное лицо запрашивает недостающие сведения, содержащиеся в иных имеющихся у перевозчика документах. Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены, уполномоченное должностное лицо запрашивает недостающие документы и сведения по форме, приведенной в приложении N 2 к Инструкции.
В виду непредставления привозчиком запрошенных уведомлением от 17.11.2015 документов, письмом от 17.12.2015 таможенный орган обоснованно отказал 27.11.2015 в выпуске спорных товаров.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что таможенный орган исполнил свои обязанности (совершил необходимые действия), возложенные на него в соответствии с действующим таможенным законодательством Российской Федерацией.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных юридическим лицом по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta и Религиозной организации "Управленческий центр свидетелей Иеговы в России" требований. Доводы апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. подлежит возвращению Организации из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 апреля 2016 года по делу N А56-1164/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу юридического лица по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta и Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России - без удовлетворения.
Возвратить Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1164/2016
Истец: JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta, Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России
Ответчик: Выборгская таможня