Требование: о признании незаконным бездействия в отношении недвижимого имущества, по уплате налогов
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2016 г. |
Дело N А56-12160/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: В.Д. Южаковой,
при участии: Кузнецова А.М. (доверенность от 01.09.2016 г.)
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20169/2016 ООО "Ралмир Холдинг Б.В." на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2016 по делу N А56-12160/2016 (судья КротовС.М.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ралмир Холдинг Б.В."
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия, обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ралмир Холдинг Б.В." (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточенным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденный приказом Комитета от 18.12.2015 N 133-п (далее - Перечень), нежилого здания площадью 42 329,4 кв.м, кадастровый N 78:14:0007634:1180, по адресу: г. Санкт-Петербург, просп. Космонавтов, д. 14, лит. Б, и обязании Комитета внести здание в Перечень и направить измененный перечень в налоговый орган по месту нахождения здания.
Решением от 18.06.2016 г. в удовлетворении заявления отказано. Суд пришёл к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанности уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ выявлять и включать в Перечень, в год его формирования, все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, суд указал на пропуск Обществом срока обращения с заявлением в Комитет о включении спорного объекта в Перечень.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. По мнению подателя жалобы, судом не в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из предмета и основания заявленных требований.
Также Общество указало, что характер настоящего спора обязывает ответчика на основании ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ доказывать законность оспариваемого бездействия, однако Комитет в ходе судебного разбирательства не представил каких-либо доказательств наличия, в том числе нормативных препятствий для включения спорного объекта в Перечень на 2016 года.
В судебном заседании представитель Общества апелляционную жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердила. Комитет о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Общества и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, заявитель является собственником нежилого здания для размещения объектов розничной торговли, объектов общественного питания, крытых спортивных комплексов (физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных залов, бассейнов и т.д.) без трибун для зрителей, площадью 42 329,4 кв.м, кадастровый N 78:14:0007634:1180, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, просп. Космонавтов, д. 14, лит. Б.
Право собственности заявителя на спорный объект было зарегистрировано Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу 28.10.2015.
Указывая, что Здание, принадлежащее Обществу, полностью соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, Общество в письме от 12.01.2016 г., адресованному Комитету, заявило о включении спорного здания в Перечень на 2016 год.
Письмом от 04.02.2016 N 9009-32 Комитет сообщил Обществу о невозможности включения Здания в утвержденный перечень на текущий налоговый период (2016 год).
Полагая, что объект, принадлежащий обществу, подлежал включению в Перечень на 2016 год, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с его кадастровым паспортом или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оговорено, что вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 645-110 (далее - Закон N 645-110) в статью 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) внесены изменения, согласно которым налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В статье 2 Закона N 645-110 указано начало его действия с 01.01.2015, но не ранее чем через 1 месяц после опубликования.
Согласно введенной Законом Санкт-Петербурга от 29.04.2014 N 243-44 статье 1-2 Закона N 684-96 определение вида фактического использования указанных объектов на территории Санкт-Петербурга осуществляется в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга, до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Обследование зданий и/или помещений уполномоченным органом на предмет соответствия критериям, предусмотренным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включение их в дальнейшем в Перечень проводится уполномоченным органом исключительно для подтверждения функционального назначения и использования зданий и/или помещений, включенных в Приложение N 1 к Приказу N 390.
Материалами дела подтверждено, что спорный объект соответствует необходимым критериям для включения в Перечень на 2016 год. Комитет данные обстоятельства не оспорил.
Поскольку материалами дела подтверждено право общества на включение его объектов в Перечень на 2016 год, ответчиком не опровергнуто, заявление Общества подлежало удовлетворению.
Выводы суда, основанные на п. 3.3 Порядка, о пропуске Обществом срока на обращение, несостоятельны, поскольку настоящий спор не касается пересмотра результатов определения вида фактического использования спорного здания.
Следовательно, положения пункта 3.3 Порядка, ограничивающего право собственников (правообладателей) на обращение с заявлениями о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений пятью рабочими днями с даты размещения решений на официальном сайте Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в сети "Интернет", при изложенных обстоятельствах не применимы.
С учётом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2016 г. по делу N А56-12160/2016 отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, выразившегося в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденный приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 133-п нежилого здания площадью 42 329,4 кв.м, к-во этажей 1-4, кадастровый N 78:14:0007634:1180, по адресу: г. Санкт-Петербург, просп. Космонавтов, д. 14, лит. Б.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга внести нежилое здания площадью 42 329,4 кв.м, к-во этажей 1-4, кадастровый N 78:14:0007634:1180, по адресу: г. Санкт-Петербург, просп. Космонавтов, д. 14, лит. Б, в утвержденный Приказом от 18.12.2015 г. N 133-п Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2016 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу ООО "Ралмир Холдинг Б.В." 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12160/2016
Истец: Ralmir Holding B.V., ООО "Ралмир Холдинг Б.В."
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13471/16
17.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20169/16
26.09.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20169/16
18.06.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12160/16