г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А56-38700/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от заявителя: Иванова Ю.Ю. по доверенности от 24.02.2016
от заинтересованного лица: Горошко М.В. по доверенности от 11.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции дело N А56-38700/2016, принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 2 Невского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Невского района" (ОГРН 1089847179960; адрес: 192174, Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д. 16; далее - ООО "ЖКС N 2", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, корп. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) от N 1796/16 от 11.05.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 02.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 02.08.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обосновании апелляционной жалобы ООО "ЖКС N 2", ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, указывает на незаконность вынесенного ГЖИ постановления.
Суд апелляционной инстанции установив, что имеются безусловные основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела N А56-38700/2016 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, назначил судебное заседание.
В судебном заседании 10.11.2016 представитель общества поддержал заявленные требования, представитель ГЖИ возражал против удовлетворения заявления ООО "ЖКС N 2".
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга с привлечением специалиста Инспекции 22.03.2016 проведена проверка по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ивановская, д. 8/77, лит. А по вопросу нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 (далее - Правила N 170), в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- имеется нарушение облицовочного слоя стен фасада здания по всему периметру дома, на козырьках отмечаются следы намокания и деструкции штукатурного слоя до кирпичной кладки, чем нарушены пункты 1.1.1, 1.6.2 Правил N 170,
- имеется разрушение балконных плит, дворовые фасады находятся в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются участки дефектов красочного слоя. Частичное разрушение карниза, чем нарушен пункт 6.4.2 Правил N 170.
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 22.03.2016 с приложением фотоматериалов.
Постановлением Прокуратуры Невского района от 29.04.2016 N 01-7-04/58 в отношении ООО "ЖКС N2" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении направлены в ГЖИ для рассмотрения.
Постановлением ГЖИ N 1796/16 от 11.05.2016 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Постановление ГЖИ N 1796/16 от 11.05.2016 обжаловано ООО "ЖКС N 2" в арбитражном суде.
Рассмотрев заявление Общества об оспаривании постановления ГЖИ N 1796/16 от 11.05.2016 о привлечении ООО "ЖКС N 2" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3.1 ПП ВАС РФ N 11 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ" субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Как следует из материалов дела, управление проверенным Прокуратурой совместно с ГЖИ многоквартирным домом осуществляется ООО "ЖКС N 2".
Правила N 170 изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, и являются обязательными для исполнения.
Таким образом, ООО "ЖКС N 2" является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства, в том числе, Правилами N 170.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.04.2016 и постановления ГЖИ от 11.05.2016 в действиях общества выявлены нарушения пунктов 1.1.1, 1.6.2, 6.4.2 Правил N 170.
Апелляционным судом установлено, что текст Правил N 170 не содержит пунктов 1.1.1 и 1.6.2. Пункты 1.1.1 и 1.6.2, предусматривающие соответствующие обязанности управляющей организации, не исполнение которых выявлено Прокуратурой совместно с ГЖИ и зафиксировано постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, содержатся в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 "Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге". Вместе с тем, ни постановление от 29.04.2016, ни постановление ГЖИ о привлечении общества к административной ответственности от 11.05.2016 ссылок на Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 "Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге" не содержат.
В соответствии с пунктом 6.4.2 Правил N 170 конструктивные меры защиты зданий, построенных без учета влияния подземных работ, должны назначаться по проекту.
Строительно-конструктивные мероприятия по усилению жилого дома или группы домов, оказавшихся на территории, намеченной к подработке, должны осуществляться до начала горных работ (пункт 6.4.1 Правил N 170).
Как следует из постановления от 29.04.2016 в нарушение пункта 6.4.2 Правил N 170 на обследованном Прокуратурой совместно с ГЖИ многоквартирном доме имеется разрушение балконных плит, дворовые фасады находятся в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются участки дефектов красочного слоя.
Вместе с тем, обязанности управляющей организации по поддержанию надлежащего состояния балконов, козырьков, лоджий и эркеров предусмотрены разделом 4.2.4 Правил N 170. Требования к состоянию и содержанию фасадов дома установлены пунктами 2.6.2, 4.2.1, 4.2.3 Правил N 170.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что установленное Прокуратурой и ГЖИ и зафиксированное постановлением от 29.04.2016 нарушение, выразившееся в разрушении балконных плит, неудовлетворительном состоянии дворовых фасадов, дефектах красочного слоя, не является нарушением пункта 6.4.2 Правил N 170.
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в силу части 2 статьи 28.4 КоАП РФ приравнивается к протоколу об административном правонарушении.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в числе прочего, событие административного правонарушения.
Принимая во внимание, ненадлежащее описание административным органом события вменяемого обществу административного правонарушения при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.04.2016, а также при вынесении ГЖИ обжалуемого постановления от 11.05.2016, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае административным органом не установлен состав вменяемого ООО "ЖКС N 2" административного правонарушения.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.
Поскольку административным органом не доказаны событие и состав вменяемого ООО "ЖКС N 2" административного правонарушения, заявление общества подлежит удовлетворению, а постановление ГЖИ - признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 августа 2016 года по делу N А56-38700/2016 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Невского района" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от N 1796/16 от 11.05.2016 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N2 Невского района" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38700/2016
Истец: ООО "Жилкомсервис N2 Невского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга