Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
29 сентября 2016 г. |
Дело N А21-1403/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20120/2016) ООО "Управляющая компания Ленинградского района" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2016 по делу N А21-1403/2016 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания Ленинградского района"
к Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" (ОГРН 1093925000795; место нахождения: 236008, г. Калининград, ул. Тургенева, д. 14; далее - ООО "УК Ленинградского района", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области (ОГРН 1023901020021; место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Барнаульская, 4; далее - ГЖИ, Инспекция, административный орган) N 658/И4460 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 22.12.2016.
Решением от 15.06.2016 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК Ленинградского района" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие договора, заключенного между управляющей компанией и ресурсоснабжающей компанией является в рассматриваемом случае нарушением жилищного законодательства, так как в соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) все договоры, заключенные между собственниками квартир многоквартирного дома, находящегося в управлении общества и ресурсоснабжающими организациями, действуют до момента расторжения их одной из сторон. Более того, ООО "УК Ленинградского района" указывает, что оспариваемое предписание выдано ГЖИ ООО "МКД Сервис", в связи с чем, данное предписание нельзя считать выданным для исполнения ООО "УК Ленинградского района". ООО "УК Ленинградского района" также указало, что материалами дела не доказан факт нарушения прав граждан, проживающих в спорном многоквартирном доме в виду отсутствие договора, заключенного ООО "УК Ленинградского района" с ресурсоснабжающей организацией.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 08.12.2015 в Инспекцию поступило обращение Исаковой Н.В. и Никитиной Т.В. (вх. N И-4460), касающееся законности начисления платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 2 по ул. Ефремова в г. Калининграде.
В связи с поступившим обращением ГЖИ издан приказ N 2019 о проведении с 15:00 21.12.2015 по 18:00 22.12.2015 внеплановой документарной проверки ООО "УК Ленинградского района".
В ходе проверки обществом сопроводительным письмом от 21.12.2015 N 660 представило в Инспекцию пояснения, касающиеся порядка начисления платы за горячее водоснабжение, в котором указано, что общество с ресурсоснабжающей организацией договора горячего водоснабжения не заключало, в связи с чем исполнителями коммунальной услуги является МП КХ "Водоканал" и МП "Калининградтеплосеть".
22.12.2015 Инспекцией в присутствии представителя общества составлен акт проверки N 2019 АДА, в котором указано, что договор горячего водоснабжения обществом с ресурсоснабжающей организацией не заключен, решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями собственниками не принималось.
На основании указанных обстоятельств 22.12.2015 ГЖИ выдано ООО "УК Ленинградского района" предписание N 658/И4460 (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства, в соответствии с которым на основании пункта 31 Правил представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпункта "ж" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 416) и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в срок до 01.03.2016 необходимо заключить договор горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
Предписание обжаловано ООО "УКЛР" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого Предписания в связи с чем, в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
ООО "УКЛР" является управляющей организацией дома N 2 по ул. Ефремова в г. Калининграде на основании протокола общего собрания собственников помещений дома от 16.01.2010 и договора управления многоквартирным домом от 01.02.2010 N 42Б (далее - договор). На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в соответствии с положениями части 2.3 статьи 161 ЖК РФ ООО "УКЛР" является организацией, которая несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что управляющая компания - это организация, уполномоченная общим собранием собственников многоквартирного дома на выполнение функций по организации управления таким домом и предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пункту 4.1.6 договора управляющая компания обязалась обеспечить контроль за поставкой собственникам и жильцам коммунальных услуг (МП "Калининградтеплосеть", МУП "Водоканал", ОАО "Янтарьэнерго", ГУП "Калининградгазификация") установленного уровня, качестве в объеме, соответствующем нормам потребления.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. б) п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Подпунктом б пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель (под которым в пунктом 2 Правил понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (подпункт д);
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (подпункт ж).
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Из изложенного следует, что управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг.
Указанные Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения) (п. 1).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал, что в целях обеспечения предоставления собственникам многоквартирного дома N 2 по ул. Ефремова в г. Калининграде горячего водоснабжения общество обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией договор горячего водоснабжения либо сообщить ей о заключении такого договора с иной ресурсоснабжающей организацией.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 указано, что с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Отсутствие договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией нарушает права потребителей коммунальной услуги, проживающих в спорном многоквартирном доме, поскольку способствует созданию невыгодных гражданам экономических условий, возлагает на них дополнительные расходы по оплате за потребленный сверх норматива объем горячей воды, который при наличии договора ресурсоснабжения возлагался бы на управляющую организацию (абзац 2 пункта 44 Постановления N 354), которая отстраняется от контроля за объемами потребляемых ресурсов и утрачивает заинтересованность в своевременном устранении потерь на общедомовом имуществе.
Законом N 176-ФЗ, действующим с 30.06.2015, в статье 12 установлено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора (часть 17).
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12).
В рассматриваемом случае обществом в материалы дела не представлено доказательство того, что собственники жилых помещений в проверенном ГЖИ многоквартирном доме, реализовали свое право на произведение оплаты за коммунальный ресурс напрямую ресурсоснабжающим организациям.
На основании изложенного, доводы общества о том, что отсутствие договора, заключенного между управляющей компанией и ресурсоснабжающей компанией не может являться в рассматриваемом случае нарушением жилищного законодательства со ссылкой на часть 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ отклоняются апелляционным судом, как недоказанные.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованном выводу, что оспариваемое Предписание является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии допущенных ГЖИ нарушений Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ) в ходе вынесения Предписания.
Доводы общества о том, что оспариваемое Предписание адресовано не ООО "УКЛР", а ООО "МКД Сервис" рассмотрены судом первой инстанции и правомерно им отклонены, так как допущенные Инспекцией неточности в указании наименования организации, которой выдано Предписание не являются грубыми нарушениями, предусмотренными статьей 20 Закона N 294-ФЗ, с учетом того, что материалами дела подтверждается, что данное Предписание выдано по результатам проверки, проведенной в отношении ООО "УКЛР", а рядом с наименованием ООО "МКД Сервис" в Предписании указаны реквизиты: ОГРН 1093925000795 и ИНН 3906204305, принадлежащие ООО "УК Ленинградского района".
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что в материалы дела обществом представлен договор N 1344/д/ снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть от 01.05.2016, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация (МП "Калининградтеплосеть") обязалась поставить тепловую энергию управляющей компании для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения. Вместе с тем, заключение данного договора обществом уже после вынесения Предписания ГЖИ не свидетельствует о незаконности обжалуемого Предписания.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная ООО "УКЛР" государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. подлежит возвращению обществу из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 июня 2016 года по делу N А21-1403/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1403/2016
Истец: ООО "Управляющая компания Ленинградского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция (Служба) Калининградской области