Требование: о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А56-21848/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Богданова Т.А. - доверенность от 01.01.2016; Кузнецова О.И. - приказ от 30.01.2015;
от ответчика (должника): Зарков М.Н. - доверенность от 11.01.2016; Ионова А.А. - доверенность от 19.04.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19014/2016) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2016 по делу N А56-21848/2016 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ООО "Евротрэк-Авто"
к Выборгской таможне
о признании незаконным и отмене постановления от 09.03.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10206000-121/2016
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕВРОТРЭК-АВТО" (далее - ООО "ЕВРОТРЭК-АВТО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) от 09.03.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10206000-121/2016.
Решение суда от 08.06.2016 заявление Общества удовлетворено.
Не согласившись с решение суда, Выборгская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение и толкование норм материального права, полагая доказанным наличие в действия Общества состава вмененного ему правонарушения.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы апелляционной жалобы. Представители Общества доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Таможни - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.04.2015 на таможенный пост автомобильный пункт пропуска (далее - т/п МАГШ) Торфяновка Выборгской таможни из Финляндии прибыло грузовое транспортное средство per. N В872СХ47/ВК7348 78, перевозчик - ООО "ЕВРОТРЭК-АВТО".
Перевозчиком представлены в ОТО и ТК N 1 т/п МАГШ Торфяновка Выборгской таможни следующие документы:
- транзитная декларация N 10206040/110415/0023247;
- международная ТТН (CMR) N 10042015-4509 от 10.04.2015; счет-фактура (invoice) N DUN022/04-15 от 10.04.2015; упаковочный лист N DUN022/04-15 от 10.04.2015; спецификация N DUN022/04-15 от 10.04.2015.
Согласно предоставленным транспортным и коммерческим документам (далее - ТСД), товары - в том числе:
- (товар N 108) Wi-Fi роутер (Wi-Fi маршрутизатор). Модель "RB2011UIAS-2HND-IN". Производитель "Сиа "Микротиклс""/ "Sia "Mikrotikls"". Кол-во 5.0 шт.;
- (товар N 116) Wi-Fi роутер (Wi-Fi маршрутизатор). Модель "RB951G-2HND". Производитель "Сиа "Микротиклс""/ "Sla "Mikrotikls"". Кол-во 5.0 шт.;
- (товар N 117) Wi-Fi роутер (Wi-Fi маршрутизатор). Модель "RB951UI-2HND". Производитель "Сиа "Микротиклс""/ "Sia "Mikrotikls"". Кол-во 5.0 шт., следовали от отправителя "Данисрок С.Р.О." "Dunisrock S.R.O." (59231, Чешская Республика, Нове Место (Прага 1), Хибемска 1009/24) (59231, Ceska Republica, Nove Mesto (Prahal), Hybemska 1009/24) следовали в адрес получателя - ООО "Гарант" на условиях поставки СIР Санкт-Петербург, общим весом брутто -10921.82 кг, общей стоимостью 38816.99 долларов США, код товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 8517 62 000 9.
В соответствие со сведениями, имеющимися в открытых источниках информации, роутер - это специальная подстанция, принимающая сигналы из сети и передающая эти сигналы на конкретные устройства.
В соответствии с Положением к разделу 2.16 Единого перечня товаров ввоз Wi-Fi роутеров (Wi-Fi маршрутизаторов) моделей: "PvB2011UIAS-2HND-IN", "RB951G-2HND", "RB951UI-2HND" на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии Минпромторга России.
Учитывая, что в представленном перевозчиком комплекте ТСД разрешительный документ - лицензия Минпромторга России отсутствовала, таможенным органом 20.02.2016 было возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об АП N 10206000-121/2016 в отношении ООО "ЕВРОТРЭК-АВТО"; правонарушение квалифицировано по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении таможенным органом вынесено постановление от 09.03.2016 о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного таможенным органом постановления о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности таможенным органом в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав доводы сторон дела, не находит оснований дела отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено указанным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 4 статьи 152 ТК ТС, если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товаров, ограниченных к ввозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, товары подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено указанным Кодексом.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами, если таможенному органу, помимо прочего, представлены лицензии, необходимые для выпуска товаров в соответствии с данным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет административную ответственность по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ в виде наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей (в редакции, действовавшей на момент совершения нарушения и вынесения оспариваемого постановления).
Систематическое и логическое толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что перевозчик является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ в случае ввоза им на таможенную территорию Российской Федерации товара без соблюдения запретов и ограничений, введенных в отношении такого товара.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (приложение N 1), и Положение о применении ограничений (приложение N 2) (далее - Единый перечень и Положение N 134).
Согласно пункту 3 Положения N 134, действующему на дату 10.04.2015, импорт радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель.
Поскольку спорный товар мог быть ввезен на территорию Таможенного союза исключительно на основании лицензии, а в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран" лицензирование отнесено к мерам нетарифного регулирования, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что вмененное Обществу правонарушение должно было быть квалифицировано по части 2 статьи 16.3 КоАП РФ.
Кроме того, по утверждению таможенного органа, ввезенные и заявленные к выпуску товары по ДТ N 10206100/120415/0002235 включены в раздел 2.16 "Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу на территорию таможенного союза" Единого перечня.
Однако, раздел 2.16 Единого перечня товаров, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 N 30, изложен в новой редакции в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.10.2015 N 131, из товарной позиции 8517 в указанный перечень вошли только радиоэлектронные средства различного применения для передачи или приема голоса, изображения, данных и (или) других видов информации.
При этом, согласно пункту 1 приложения N 15 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 N 30 "Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров" (далее - Положение) настоящее Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно - ввоз, Союз) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, включенных в раздел 2.16 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Подпунктом в) п. 9 названного Положения представление таможенному органу государства-члена лицензии, заключения (разрешительного документа) или сведений о включении в единый реестр не требуется в случае помещение радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, беспошлинной торговли, отказа в пользу государства.
Учитывая, что перевозчиком была представлена транзитная декларация на спорные товары, он не мог нести ответственность и по части 2 статьи 16.3 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правомерно признано незаконным и отменено оспариваемое постановление Выборгской таможни ввиду отсутствия правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 08.06.2016 апелляционная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2016 года по делу N А56-21848/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21848/2016
Истец: ООО "Евротрэк-Авто"
Ответчик: Выборгская таможня