Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
05 декабря 2016 г. |
Дело N А56-38491/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца: Иванцовой Н.В. по доверенности о 12.01.2016 N 05-28/1000;
от ответчика: Соболевой А.С. по доверенности о 29.11.2016 N 8-13-2016;
от третьего лица: Морозовой А.О. по доверенности от 31.12.2015 N 06-21/42835;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Особые экономические зоны" (регистрационный номер 13АП-27304/2016) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2016 по делу N А56-38491/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению АО "Особые экономические зоны"
к Северо-Западной транспортной прокуратуре
3-е лицо: Санкт-Петербургская таможня
о признании незаконными действий
установил:
АО "Особые экономические зоны" (125009, г. Москва, Бульвар Тверской, д. 6, ОГРН 1067746539519, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным представления Северо-Западной транспортной прокуратуры (190000, г. Санкт-Петербург, Набережная Английская, д. 16, ОГРН 1077847485430, далее - Прокурор) об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствовавших N 2-24/1-21/2016 от 31.03.2016.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Санкт-Петербургская таможня.
Решением суда первой инстанции АО "Особые экономические зоны" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Особые экономические зоны" направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представитель АО "Особые экономические зоны" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, заявив о несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, создание объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ осуществляется за счет средств, предусмотренных перечнем планируемых к строительству объектов; наличие дополнительного ограждения не является обязательным условием для нормального функционирования таможенного поста.
Представители прокурора и третьего лица в судебном заседании не согласились с доводами апелляционной жалобы, возражения изложили в отзывах и просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Северо-Западной транспортной прокуратурой во исполнение задания N 23/1-20-16-2016 от 05.02.2016 проведена проверка эффективности использования бюджетных средств, государственного и муниципального имущества и иных средств при создании, обустройстве территории и функционировании особых экономических зон Российской Федерации (далее ОЭЗ) на территории "Нойдорф" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Стрельна, ул. Связи, д. 34.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 780 "О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа" создана ОЭЗ на двух участках территории: N 1 - в районе "Нойдорф" (пос. Стрельна) Петродворцового района Санкт-Петербурга и N 2 - в районе севернее лесопарка "Ново-Орловский" Приморского района Санкт-Петербурга, границы которых определяются дополнительным соглашением сторон.
Соглашением от 18.01.2006 N 6678-ГТ7Ф7 "О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа" определены обязательства, порядок финансирования и ответственность сторон.
09.04.2014 Приказом Санкт-Петербургской таможни создана постоянная зона таможенного контроля на участке N 1 территории "Нойдорф" ОЭЗ технико-внедренческого типа по адресу: Санкт-Петербург, пос. Стрельна, ул. Связи, д. 34.
Вся территория постоянной зоны таможенного контроля Санкт-Петербургской таможни принадлежит обществу на основании дополнительного соглашения от 02.10.2006 N 14694-П70/07 к Соглашению о создании на территории Санкт-Петербурга ОЭЗ технико-внедренческого типа от 18.01.2006, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Санкт-Петербурга, и приказа Минэкономразвития России от 18.10.2010 N 500 "О передаче Открытому акционерному обществу "Особые экономические зоны" отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами" на срок существования ОЭЗ технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Санкт-Петербурга, и находится в государственной собственности.
На основании договора безвозмездного пользования N 136 от 09.04.2014, заключенного между таможней и обществом, Санкт-Петербургской таможне переданы указанные в спецификации объекты недвижимости в безвозмездное пользование, в том числе, площадка весового и радиационного контроля на 2 поста, административное здание, автомобильный контрольно-пропускной пункт, 2 контрольно-пропускных пункта, досмотровая площадка с навесом, ограждение 323 м.
Северо-Западной транспортной прокуратурой в ходе проверки установлено, что территория ОЭЗ огорожена металлическим ограждением по периметру, имеется въезд для автомашин с товарами находящимися под таможенным контролем, два въезда оснащенные шлагбаумом расположены друг напротив друга - один на въезд/выезд с ул. Связи, другой - с ул. Кирпичной. На территории ОЭЗ, на одном из земельных участков, в одном месте и рядом друг с другом расположены объекты Петродворцового таможенного поста Санкт-Петербургской таможни: административное здание, автомобильный контрольно-пропускной пункт, весы, площадка для задержанных радиоактивных товаров, досмотровая площадка с навесом.
По результатам проверочных мероприятий транспортной прокуратурой вынесено представление от 31.03.2016 N 2-24/1/21/2016, которым предписано безотлагательно рассмотреть представление, а также принять меры к устранению отмеченных нарушений законодательства, причин и условий им способствовавших.
Не согласившись с указанным представлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на незаконность действий транспортной прокуратуры.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (далее - Закон N2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности органы прокуратуры осуществляют надзор, в том числе за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Из материалов дела следует, что целью проведения транспортной прокуратурой проверки в отношении АО "Особые экономические зоны" является проверка соблюдения эффективности использования бюджетных средств, государственного и муниципального имущества и иных средств при создании, обустройстве территории и функционировании особых экономических зон Российской Федерации.
Обществом должным образом не приняты меры к обеспечению функционирования объектов таможенной инфраструктуры и исполнения таможенным органом своих полномочий.
Согласно пункту 3 статьи 37.2. Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N116-ФЗ) территория ОЭЗ должна быть обустроена и оборудована в целях проведения таможенного контроля. В целях обеспечения эффективности таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ на территории Российской Федерации, устанавливает требования к обустройству и оборудованию территории ОЭЗ, а также к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
Названные требования установлены Приложением N 1 к приказу ФТС России от 30.04.2015 N 817 "Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны и требований к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 37.2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на территории особой экономической зоны, включая порядок доступа лиц на такую территорию" (далее - Требования).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 Требования объекты таможенной инфраструктуры ОЭЗ, предусмотренные подпунктами 1-5 данного пункта, могут располагаться на специально выделенном на территории ОЭЗ участке, который должен быть огорожен с учетом требований, установленных пунктами 6, 7, 8 Требований.
Согласно пункту 6 Требования территория ОЭЗ должна иметь ограждение, за исключением случаев, установленных пунктами 10 и 11 Требования, позволяющее визуально определить ее границы.
В силу пункта 7 Приложения к приказу ФТС России от 12.08.2013 N 1510 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении задержания товаров и документов на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений" исходя из характера и назначения товаров должностное лицо таможенного поста, производящее задержание товаров, обязано принять меры по обеспечению их сохранности до момента передачи на хранение.
При этом Приложением N 1 к Инструкции об установлении категорий таможенных объектов и организации их охраны", утвержденной Приказом ГТК РФ от 07.03.2002 N 226 "Об утверждении Инструкции об установлении категорий таможенных объектов и организации их охраны" предусмотрено, что охраняемая территория, площадка, зона, должна иметь ограждение периметра для всех категорий таможенных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Закона N 116-ФЗ финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 8.1 Закона N 116-ФЗ функции по созданию объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны, возложены на управляющую компанию.
Более того, объекты (территории) таможенной инфраструктуры ОЭЗ подлежат ограждению также и в целях антитеррористической защищенности.
Постановлением Правительства от 05.12.2014 N 1328 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов" установлены требования инженерно-технического обеспечения объектов (территорий), к которым отнесены:
- периметр объекта (территории) оборудуется ограждением (забором);
- объект (территория), включая его периметр, оборудуется системой охранного освещения;
- здания, строения и сооружения, расположенные на границе объекта (территории), оборудуются охранной сигнализацией и решетками на окнах первого этажа;
- посты охраны обеспечиваются средствами связи.
Таким образом, требования транспортной прокуратуры о необходимости принятия обязательных мер с целью обеспечения функционирования объектов таможенной инфраструктуры и исполнения таможенным органом своих полномочий, являются правомерными и основанными на нормах действующего законодательства.
Ни в ходе проверки, ни в арбитражный суд обществом не представлены документы, свидетельствующие о выполнении указанных требований. Данный факт заявитель не отрицает.
Довод общества о том, что создание объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ осуществляется за счет средств, предусмотренных перечнем планируемых к строительству объектов, не может являться основанием для признания оспариваемого представления недействительным. Указанный довод апелляционным судом не принимается, исполнение п.6,7,8 Требований не требует значительных финансовых затрат, должно быть исполнено в рамках выданного представления.
Оспариваемое представление выдано обществу транспортным прокурором в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, отказывая в признании недействительным оспариваемого представления, суд первой инстанции дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2016 по делу N А56-38491/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Особые экономические зоны" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38491/2016
Истец: АО "ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА
Третье лицо: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ