г. Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2016 г. |
дело N А53-11106/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Тара": представитель Бурьянов О.Н. по доверенности от 20.06.2016, паспорт;
от Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области: представитель Чуднов Д.М.по доверенности от 04.10.2016, удостоверение N 406;
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2016 по делу N А53-11106/2016, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тара"
(ИНН 6155071453, ОГРН 1156182000138)
к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области
(ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129)
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Техноресурс" (ИНН 6155072295, ОГРН 1156182001337)
о признании недействительным отказа в проведении государственной экспертизы запасов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тара" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании недействительным отказа в проведении государственной экспертизы запасов по объекту "Геологическое изучение (поиски и оценка) общераспространенных полезных ископаемых в плоском отвале N 2 ЦОФ "Аютинская" ОАО "Ростовуголь"; об обязании Минприроды РО предоставить ООО "Тара" государственную услугу - государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по объекту "Геологическое изучение (поиски и оценка) общераспространенных полезных ископаемых в плоском отвале N 2 ЦОФ "Аютинская" ОАО "Ростовуголь".
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ в проведении государственной экспертизы, на основании непредставления проекта геологического изучения участка недр, согласованного с ООО "Техноресурс", которое в свою очередь, как указывает заявитель уклоняется от его согласования, не обладает какими-либо познаниями в геологической сфере, не проводил каких-либо работ на участке недр, является необоснованным и нарушает права и законные интересы ООО "Тара", создает препятствие для осуществления обществом предпринимательской или иной экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2016 решение Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Тара" в проведении государственной экспертизы запасов по объекту "Геологическое изучение (поиски и оценка) общераспространенных полезных ископаемых в плоском отвале N 2 ЦОФ "Аютинская" ОАО "Ростовуголь", изложенное в письме от 25.02.2016 N 28-02-02.2/570, признано незаконным. Указанным решением суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Тара" государственную услугу - Государственная экспертиза запасов по объекту "Геологическое изучение (поиски и оценка) общераспространенных полезных ископаемых в плоском отвале N 2 ЦОФ "Аютинская" ОАО "Ростовуголь".
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2016 отменить. В апелляционной жалобе министерство указало на необоснованность произведенных обществом уточнений заявленных требований. Удовлетворяя ходатайство об уточнении требований, суд изменил предмет и основание иска. Также, министерство ссылалось на то, что ООО "Тара", обжалуя ненормативный акт от 25.02.2016, допустило пропуск установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока обжалования. Кроме того, по мнению министерства, выводы суда первой инстанции о незаконности отказа, в связи с неисполнением условий лицензии, не свидетельствуют о неисполнимости данных условий. Данные условия ни ООО "Тара", ни ООО "Техноресурс" обжалованы не были.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица. Участвующие в деле лица поддержали свои позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Тара" на основании лицензии на пользование недрами РСТ 80354 ТП произвело работы по геологическому изучению с целью поисков и оценки техногенного месторождения общераспространенных полезных ископаемых в плоском отвале N 2 ЦОФ "Аютинская" ОАО "Ростовуголь".
Произведенные работы по геологическому изучению в установленном порядке были зарегистрированы в Департаменте по недропользованию по ЮФО (ЮГНЕДРА) и внесены в Государственный реестр работ по геологическому изучению недр под N 60-15-694 от 03.12.2015.
28.12.2015 по результатам произведенных работ ООО "Тара" обратилось в Минприроды РО за проведением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в отношении участка недр местного значения и предоставило на государственную экспертизу необходимые материалы - отчет по объекту геологическое изучение (поиски и оценка) общераспространенных полезных ископаемых в плоском отвале N 2 ЦОФ "Аютинская" ОАО "Ростовуголь" с необходимыми приложениями (вх. N 28/6539 от 28.12.2015).
Письмом начальника Минприроды РО от 11.01.2016 N 28-02.2/6 у ООО "Тара" был истребован проект геологического изучения участка недр, согласованный в установленном порядке.
18.01.2016 истребованный проект, прошедший соответствующую экспертизу в ФБУ "Росгеолэкспертиза" и получивший положительное экспертное заключение от 27.11.2015 N 104-02-18-2015, был предоставлен в Минприроды РО.
Пунктом 3.1.2 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии РСТ 80354 ТП) предусмотрено согласование проекта геологического изучения участка недр с ООО "Техноресурс".
Как установлено из пояснений представителя заявителя, общество предприняло попытки связаться с ООО "Техноресурс", которые оказались безрезультатными (по адресу, указанному в лицензионном соглашении, общество отсутствует, находится магазин; по телефону не выходило на связь).
Между тем, 13.01.2016 проект геологического изучения участка недр был вручен ООО "Техноресурс" для согласования. Однако, ООО "Техноресурс" отказало в согласовании проекта.
Письмом начальника Минприроды РО, председателя экспертной комиссии исх. N 28-02.2/2232 от 28.01.2016 ООО "Тара" было уведомлено, что при проверке соответствия экспертируемых материалов содержанию Лицензии на пользование недрами РСТ 803354 ТП, выявлено невыполнение условий пользования недрами данной лицензии в части согласования проекта с ООО "Техноресурс" и предложено в целях проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых предоставить согласованный с ООО "Техноресурс" проект до 19.02.2016. Этим же письмом ООО "Тара" было уведомлено о продлении срока проведения экспертизы в соответствии с п. 21 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение" на 30 дней до 28.02.2016.
Письмом от 29.01.2016 ООО "Техноресурс" уведомило ООО "Тара" о невозможности согласования проекта геологического изучения до получения разъяснения от Минприроды РО о порядке осуществления согласования Проекта геологического изучения.
Письмом от 24.02.2016 за исх. N 25-02/2016 ООО "Техноресурс" уведомило ООО "Тара" об отказе в согласовании Проекта геологического изучения.
Письмом начальника Минприроды РО за исх. N 28-02.2/570 от 25.02.2016 ООО "Тара" было уведомлено о решении технического совета Министерства от 24.02.2016 N 2/2016-Л и об отказе в предоставлении государственной услуги - проведение экспертизы запасов полезного ископаемого.
ООО "Тара" обратилось в Минприроды РО с жалобой, в которой содержалось требование обеспечить проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании предоставленных ООО "Тара" материалов.
Письмом Минприроды РО от 18.03.2016 N 28-01-02.2.13/848 ООО "Тара" было уведомлено об отказе в удовлетворении жалобы и о том, что причиной отказа в проведении государственной экспертизы запасов по объекту "Геологическое изучение (поиски и оценка) общераспространенных полезных ископаемых в плоском отвале N 2 ЦОФ "Аютинская" ОАО "Ростовуголь" послужило не согласование проекта геологического изучения с ООО "Техноресурс" и было указано на то что распоряжением Минприроды РО от 26.02.2016 N 14-ЛН приостановлено право ООО "Тара" на пользование недрами на основании лицензии РСТ 80354 ТП.
Считая указанное решение Минприроды РО об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Тара" в проведении государственной экспертизы запасов по объекту "Геологическое изучение (поиски и оценка) общераспространенных полезных ископаемых в плоском отвале N 2 ЦОФ "Аютинская" ОАО "Ростовуголь", незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Апелляционная коллегия полагает, что требования общества "Тара" были правомерно удовлетворены судом первой инстанции, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах лицензия на право пользования недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между государственным органом и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для, в том числе, геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (пункт 2). Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
Согласно пунктам 4, 5 части 2 статьи 22 Закона о недрах недропользователь обязан обеспечить: предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Как установлено нормами статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию недр являются: проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними замечающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 1 статьи 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе (абзац 1). Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (абзац 2). Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет (абзац 3). Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (абзац 4).
Пунктом 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области 30.04.2014 N 320 установлено, что министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере охраны окружающей среды, водных отношений и рыбного хозяйства, в области безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно п. 2.1.63 Положения министерство проводит государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.
В соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69) государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых полезных ископаемых вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (п. 3 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых).
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых (п. 5 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых).
Положением о государственной экспертизе предусмотрено, что подготовку и предоставление документов на государственную экспертизу осуществляет пользователь недр.
Согласно пункту 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения (приложение к постановлению Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 02.09.2015 N П-18), получателями государственной услуги являются субъекты предпринимательской деятельности, имеющие лицензии на пользование участками недр местного значения.
В силу пункта 6 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявитель представляет в Министерство следующие документы:
заявление о проведении государственной экспертизы запасов в соответствии с приложением 1 к настоящему Административному регламенту;
материалы, соответствующие объекту государственной экспертизы и подготовленные согласно требованиям Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Согласно п. 8 Административного регламента запрещено требовать у заявителя предоставление документов и информации или осуществления действия, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации или областными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Исчерпывающими основаниями для отказа в силу п. 10.2 Административного регламента является направление заявления и представляемых документов с нарушением п. 6 регламента.
Пунктом 4 Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды РФ от 23 мая 2011 года N 378, предусмотрено, что материалы по подсчету запасов представляются на государственную экспертизу заявителем в виде отчета, состоящего из текстовой части и текстовых, табличных и графических приложений.
При этом в указанных Требованиях не установлено, что в перечень материалов по подсчету запасов полезных ископаемых, предоставляемых для проведения государственной экспертизы, входит проект геологического изучения участка недр, согласованный с другим субъектом недропользования. Отсутствует такое требование и в областном нормативном правовом акте.
Суд первой инстанции также учитывал, что условиями пользования недрами (приложение N 1 к лицензии РСТ 80354 ТП) порядок производства и согласования Проекта геологического изучения не определен, а только установлен срок для предоставления проекта геологического изучения участка недр на экспертизу - до 01.11.2016.
При этом из материалов дела видно, что общество "Тара" попытки к согласованию документов с недропользователем - обществом "Техноресурс" - предпринимало.
В оспариваемом отказе министерство не указало, что представленные обществом "Тара" документы не соответствовали Требованиям к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Установленные арбитражным судом в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства свидетельствуют о наличии со стороны министерства нарушений прав и законных интересов заявителя в области экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, представленные в дело доказательства, и дав им правовую оценку, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый заявителем отказ министерства в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, выраженный в письме от 25.02.2016 N 28-02.2/570, не соответствует Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положению о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, и нарушает права и законные интересы общества "Тара" в сфере экономической деятельности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы одновременного изменения предмета и оснований заявленных требований по материалам дела не установлено, требования заявлены в отношении отказа в предоставлении государственной услуги - экспертизы запасов полезных ископаемых. Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на оспаривание отказа министерства в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, выраженного в письме от 25.02.2016 N 28-02.2/570, обществом не пропущен (обратилось в арбитражный суд с заявлением 27.04.2016).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом "Тара" требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2016 по делу N А53-11106/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11106/2016
Истец: ООО "ТАРА"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии РО
Третье лицо: ООО "Техноресурс"