г. Омск |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А46-4511/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13926/2016) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2016 по делу N А46-4511/2016 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению Гаражно-стояночного кооператива "На Куломзинской" (ИНН 5504016714, ОГРН 1155543002856) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области о признании незаконными действий, выразившихся в снятии с кадастрового учёта земельного участка, обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - Жилинская О.И. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 2016-51 от 10.10.2016 сроком действия 31.12.2017);
от Гаражно-стояночного кооператива "На Куломзинской" - Галиаскаров М.Р. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б\н от 30.03.2016 сроком действия на 3 года)
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Администрации Кировского Административного округа г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
Гаражно-стояночный кооператив "На Куломзинской" (далее - заявитель, ГСК "На Куломзинской") обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в снятии с кадастрового учета земельного участка, обязании совершить действия.
Определением от 07.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее - Омский филиал ФГБУ "ФКП Росреестра").
Позже заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования уточнил и просил:
Признать действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, направленные на снятие с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2601, площадью 886 кв.м., для размещения временных гаражей, а именно, обращение с соответствующим заявлением от 01.10.2015 N 55-0-1-21/3003/2015-10055 в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области незаконными.
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области от 14.10.2015 о снятии с кадастрового учёта земельного участка площадью 886 кв.м. с кадастровым номером 55:36:140106:2601, расположенного в 30 метрах юго-восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: г. Омск, ул. Куломзинская, 70, для размещения временных гаражей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области" в 10-ти дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда восстановить на кадастровом учете земельный участок площадью 886 кв.м. с кадастровым номером 55:36:140106:2601, расположенного в 30 метрах юго-восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: г. Омск, ул. Куломзинская, 70, для размещения временных гаражей.
Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял указанное уточнение заявленных требований, поскольку это не противоречит закону, а также не нарушает права других лиц.
С учётом уточнений заявителем было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области.
Определением от 05.09.2016 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области и исключил названное лицо из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.09.2016 по делу N А46-4511/2016 признаны незаконными действия Департамента, направленные на снятие с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2601, площадью 886 кв.м., для размещения временных гаражей, а именно, обращение с соответствующим заявлением от 01.10.2015 N 55-0-1-21/3003/2015-10055 в Омский филиал ФГБУ "ФКП Росреестра".
Признано незаконным решение Омского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от 14.10.2015 о снятии с кадастрового учёта земельного участка площадью 886 кв.м. с кадастровым номером 55:36:140106:2601, расположенного в 30 метрах юго-восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: г. Омск, ул. Куломзинская, 70, для размещения временных гаражей.
В целях восстановления нарушенного права заявителя суд возложил на Омского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанность в 10-ти дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда восстановить на кадастровом учете земельный участок площадью 886 кв.м. с кадастровым номером 55:36:140106:2601, расположенного в 30 метрах юго-восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: г. Омск, ул. Куломзинская, 70, для размещения временных гаражей.
Также с департамента и Омского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу заявителя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей с каждого.
Не согласившись с принятым судебным актом, Омский филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на пропуск заявителем, предусмотренного статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, срока для обращения в суд с настоящим требованием.
Также апеллянт указал на нарушение судом первой инстанции положений части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указывает, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:140106:2601 являлся образованным со статусом "временный", собственником которого является муниципальное образование, являлся преобразуемым, а поскольку департамент наделен полномочиями по распоряжению такими объектами, обращение департамента с заявлением об аннулировании сведений о спорном земельном участке, и его последующее аннулирование является правомерным.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом не дана оценка доводам Омского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" об отсутствии возможности размещения временных гаражей на спорном земельном участке.
От департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу - удовлетворить.
От ГСК "На Куломзинской" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Департамент и Администрация Кировского Административного округа г. Омска, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
Представитель Омского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ГСК "На Куломзинской" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 19.11.2014 N 6231-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения земельного участка площадью 886 кв.м. с кадастровым номером 55:36:140106:2601, расположенного в 30 метрах юго-восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: г. Омск, ул. Куломзинская, 70, для размещения временных гаражей.
Сведения о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером 55:36:140106:2601, общей площадью 886 кв.м, расположенном по адресу: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Куломзинская, д. 70, предоставленном для размещения индивидуальных гаражей, внесены в государственный кадастр недвижимости 17.12.2014, участку присвоен статус "временный".
Согласно распоряжению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 06.05.2015 N 383 названный земельный участок предоставлен в аренду ООО "Завод железобетонных изделий N 7" для целей, не связанных со строительством, под размещение железобетонных гаражей.
07.05.2015 Администрация Кировского административного округа города Омска и ООО "Завод железобетонных изделий N 7" с учётом издания упомянутых выше распорядительных актов Департамента заключили договор аренды N 15-05 земельного участка для целей, не связанных со строительством, в силу которого обозначенный земельный участок передан арендатору сроком на 11 месяцев для размещения сборных железобетонных гаражей.
В силу представленного суду соглашения к договору аренды N 15-05 земельного участка для целей, не связанных со строительством, права арендатора в мае 2015 года переданы ГСК "На Куломзинской".
Из письма прокуратуры Кировского административного округа города Омска заявителю стало известно, что арендуемый кооперативом участок снят с кадастрового учёта.
В частности, установлено, что 01.10.2015 в орган кадастрового учёта поступило заявление Департамента имущественных отношений Администрации города Омска о снятии с государственного кадастрового учёта указанного объекта недвижимости.
Решением Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области от 14.10.2015 снят с кадастрового учёта земельный участок площадью 886 кв.м. с кадастровым номером 55:36:140106:2601, расположенный в 30 метрах юго-восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: г. Омск, ул. Куломзинская, 70, для размещения временных гаражей, участку присвоен статус "аннулированный".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения кооператива в арбитражный суд с настоящими требованиями, уточнёнными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
23.09.2016 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, данных в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие таких действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьёй 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
По положениям части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Как определено в статье 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учёт земельного участка носят временный характер.
Согласно пункту 9 статьи 4 того же Закона такие сведения до утраты ими в установленном этим же Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которыми внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учёт образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Исчерпывающий перечень оснований для снятия объекта недвижимости с кадастрового учёта прямо предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Так согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учёта снимает с учёта земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьёй 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
По положениям статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
В случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы.
Правило настоящей части распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в отношении которых заключено соглашение о перераспределении или принято решение о перераспределении, исключаются из государственного кадастра недвижимости с момента государственной регистрации прав на образованный или образованные в результате этого перераспределения земельный участок, земельные участки.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, эти сведения могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению лица, на основании заявления которого эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, либо по заявлению любого лица на основании решения суда.
Особенности кадастрового учёта земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 55:36:140106:2601 был поставлен на кадастровый учёт 17.12.2014 и снят с него 14.10.2015.
Сведения о правах на указанный земельный участок отсутствуют. Следовательно, на момент обращения Департамента с заявлением о снятии с кадастрового учета данного земельного участка, сведения о нём, внесённые в государственный кадастр недвижимости, имели статус временных. На момент снятия с кадастрового учёта спорного земельного участка двухлетний срок, предусмотренный приведенной выше правовой нормой, не истёк.
Следовательно, сведения о таком объекте недвижимости не могли быть аннулированы из государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Доказательств того, что спорный земельный участок является преобразуемым и к нему применимы вышеприведенные положения статей 24 и 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в материалы дела не представлены.
Как правильно указал суд первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 55:36:140106:2601 не отвечает признакам преобразуемого объекта недвижимости, указанным в пункте 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Между тем суду не были представлены в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства в подтверждение преобразования спорного земельного участка, с чем указанные положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" связывают возможность снятия земельного участка с кадастрового учета.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства в порядке указанной нормы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Омской области от 14.10.2015 о снятии с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2601 произведено с нарушением статей 7, 16, 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По убеждению суда апелляционной инстанции, является необоснованным довод подателя жалобы о правомерности действий Омский филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по аннулированию сведений о спорном земельном участке на основании заявления департамента.
Правовая позиция о незаконности таких действий подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.07.2015 по делу N А45-26305/2014, Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2014 по делу N А11-1542/2013).
Также суд обоснованно принял во внимание, что в соответствии с подпунктами 4, 5, пункта 20 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 462, Департамент управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Омска, земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, для размещения на них металлических и сборных железобетонных гаражных боксов и погребов.
Следовательно, обратившись с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2601, Департамент вышел за рамки своих полномочий, определённых Омским городским Советом.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно обязал Омский филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" в 10-ти дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда восстановить на кадастровом учете земельный участок площадью 886 кв.м. с кадастровым номером 55:36:140106:2601, расположенного в 30 метрах юго-восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: г. Омск, ул. Куломзинская, 70, для размещения временных гаражей.
Ссылка Омского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" на пропуск трехмесячного срока для признания ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействий) незаконными и общего срока исковой давности для защиты нарушенных прав судом не принимается, так как противоречит материалам дела и представленным суду доказательствам, поскольку согласно входящему штампу суда заявление подано в Арбитражный суд Омской области 31.03.2016.
Доводы Омского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что в силу пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН в орган кадастрового учета исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельном участке либо земельных участках, сведения ГКН о которых имеют "временный" статус, также не указывают на наличие оснований для отказа в удовлетворении заявления, поскольку требования данного приказа должны применяться с учетом Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", устанавливающего возможность аннулирования данных о земельном участке, сведения о котором носят временный характер, только в случае его преобразования.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2016 по делу N А46-4511/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4511/2016
Истец: ГСК "На Куломзинской"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Омской области
Третье лицо: Администрация Кировского Административного округа г. Омска, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области