Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2017 г. N Ф06-19079/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А55-14680/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от открытого акционерного общества научно-производственное предприятие "Янтарь" - Ефтимиади Г.И., доверенность от 15.06.2016,
от Администрации городского округа Самара - Егорова Е.С., доверенность от 25.12.2015, N 3-01-02/12225,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Ягубян И.Е., доверенность от 24.12.2015 N 2332, Клёнкина Н.В., доверенность от 09.12.2016 N 1070,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2016 года в зале N 6 апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2016 года по делу N А55-14680/2016 (судья Лихачев А.А.),
по заявлению открытого акционерного общества научно-производственное предприятие "Янтарь" (ОГРН 1026300519321, ИНН 6311014208), г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001) г. Самара,
к Администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300967417, ИНН 6315700007), г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО НПП "Янтарь" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения - л.д. 141 т.1) о признании незаконным отказа, выраженного в письме Департамента управления имуществом г.о. Самара от 27.05.2016 N 15-07-10/24990, в предоставлении ОАО НПП "Янтарь" в собственность за выкуп без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:1770, площадью 2172,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная / ул. Тушинская, и обязании Департамента управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара в пределах своих полномочий в течение 30 дней с момента вступления судебного акта по делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО НПП "Янатрь", путем подготовки и направления в адрес ОАО НПП "Янтарь" договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:1770, площадью 2172,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная / ул. Тушинская.
Решением суда 1 инстанции от 14 сентября 2016 года заявление удовлетворено, оспариваемый отказ Департамента в предоставлении ОАО НПП "Янтарь" в собственность за выкуп без проведения торгов спорного земельного участка признан незаконным.
Суд обязал Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара каждого в пределах своих полномочий в течение 30 дней с момента вступления судебного акта по делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества научно-производственное предприятие "Янтарь" путем подготовки и направления в адрес заявителя договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:1770, площадью 2172 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная / ул. Тушинская.
Кроме того, с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу открытого акционерного общества научно-производственное предприятие "Янтарь" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Самара просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
При этом указывает, что письмо Департамента управления имуществом городского округа Самара распорядительным актом Администрации городского округа Самара не является. Подпунктом 5 пункта 2 Постановления N 563 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" определено, что Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет подготовку проектов договоров купли-продажи земельных участков, а также проектов распорядительных актов Администрации городского округа Самара об отказе в заключении договоров купли-продажи земельных участков, в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ. При этом решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков в указанных случаях принимается Администрацией городского округа Самара. Администрацией решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка ОАО НПП "Янтарь" не принималось. Вывод суда 1 инстанции о том, что отказ в предоставлении испрашиваемого Кроме того, указывает, что в настоящее время администрация не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Департамент управления имуществом городского округа Самара в апелляционной жалобе просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При этом указывает, что оспариваемое письмо не является распорядительным актом ни администрации, ни департамента, не содержит достаточно определенное волеизъявление уполномоченного должностного лица об отказе в предоставлении земельного участка, а вывод суда о наличии отказа в предоставлении противоречит закону и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В силу п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ у заявителя отсутствуют основания для приобретения права собственности на испрашиваемый земельный участок. По информации Администрации Железнодорожного района спорный земельный участок фактически является частью придомовой территории многоквартирного дома N 70 по ул. Авроры и оспариваемый судебный акт нарушил права и законные интересы, проживающих в нем граждан. Согласно выписке из ИСГОД, представленной Департаментом градостроительства городского округа Самара от 29.03.2016 N 6-МУ-38-Д05-01-01/2835, часть испрашиваемого заявителем земельного участка принадлежит территории общего пользования.
ОАО НПП "Янтарь" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве соответственно.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, ОАО НПП "Янтарь" на праве собственности принадлежит нежилое здание - павильон ожидания, площадью 378,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авроры, с кадастровым номером 63:01:0117004:1776, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.12.2015 (л.д.71 т.1).
Павильон ожидания расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0117004:1770 площадью 2 172 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная/ ул. Тушинская (л.д. 143-146 т.1).
Земельный участок принадлежит ОАО НПП "Янтарь" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АН N 307177 от 31.07.2014 (л.д.72 т.1).
Расположение объекта на земельном участке подтверждается кадастровым паспортом от 05.11.2014 N 63-00-102/14-830755 (л.д.73-74 т.1).
29.12.2015 (л.д.58 т.1) Общество обратилось к главе администрации г.о. Самары с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за выкуп без проведения торгов с кадастровым номером 63:01:0117004:1770, площадью 2172,00 кв.м. по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная/ ул. Тушинская, на котором расположено указанное нежилое здание, принадлежащее ему на праве собственности.
К заявлению были приложены копия протокола о назначении генерального директора от 20.08.2015, копия свидетельства о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на участок от 31.02.2014, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание от 21.12.2015, копия кадастрового паспорта на здание от 15.11.2014 (л.д. 55-59,119-120, т.1).
01.02.2016 г. данное заявление и приложенные к нему документы поступило в департамент градостроительства г.о. Самары, а 03.02.2016 г. - в департамент управления имуществом г.о. Самары, что подтверждается оттисками соответствующих штампов данных органов.
Письмом от 22.03.2016 N 15-07-10/13779 департамент управления имуществом городского округа сообщил Обществу о том, что для принятия законного и обоснованного решения им направлены межведомственные запросы, рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка возможно после получения ответов на указанные межведомственные запросы и проведения осмотра участка (л.д. 75-76 т.1).
Письмом от 27.05.2016 N 15-07-10/24990 департамент управления имуществом городского округа Самара отказал Обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на нарушение Обществом п. 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без торгов, утвержденного Приказом Минэконоразвития N 1 от 12.01.2015 в связи с не указанием Обществом в заявлении адресного ориентира объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке (л.д. 77-78 т.1).
Считая данный отказ незаконным, ОАО НПП "Янтарь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", в Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД постановлением администрации городского округа Самара от 01.04.2015 N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара переданы администрации.
В соответствии со статьей 25 Устава городского округа Самара Самарской области администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Постановлениями администрации городского округа Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", от 10.05.2016 г. N 563 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (пп.4 п.2) департамент управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по организации подготовки и подписания соответствующих распорядительных актов департамента управления имуществом городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, а также заключения договоров аренды и безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.6 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД (ред. от 11.11.2016) "О земле" (принят Самарской Губернской Думой 22.02.2005 г.) управление и распоряжение земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности отнесены к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Таким образом, права и обязанности продавца спорного земельного участка перешли к новому уполномоченному органу, в данном случае к администрации городского округа Самара.
С учетом изложенного администрация городского округа Самара и департамент по управлению имуществом г.о. Самара являются надлежащими ответчиками по данному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из содержания оспариваемого письма департамента следует, что обществу отказано в предоставлении спорного земельного участка по указанному заявлению на том основании, что адресный ориентир объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, не указан.
Между тем из материалов дела следует, что адрес места расположения (ориентира) принадлежащего Обществу нежилого здания указан в его кадастровом паспорте от 05.11.2014 г. N 63-00-102/14-830755 (п.8 - на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0117004:1770 (л.д.73 т.1), а также в кадастровой выписке от 20.06.2014 г. N 63-00-102/14-444663 о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0117004:1770: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная /ул. Тушинская (л.д.143-146 т.1).
В соответствии с заключением кадастрового инженера Петрущенко А.В. от 01.09.2016 г. N 3 по заявлению ОАО НПП "Янтарь" на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0117004:1770, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная/ул. Тушинская, площадью 2 172,00 кв.м. производились землеустроительные работы на предмет определения нахождения на земельном участке объектов капитального строительства либо временных сооружений.
Для выполнения работ Заказчиком работ были представлены следующие документы: кадастровая выписка о земельном участке N 63-00-102/14-444663 от 20.06.2014; свидетельство о государственной регистрации права 63-АНN307177 от 31.07.2014; свидетельство о государственной регистрации права N 63-63/001-63/001/501/2015-5654/2 от 21.12.2015; кадастровый паспорт здания N 63-00-102/14-830755 от 05.11.2014.
Согласно п.8 кадастрового паспорта здания N 63-00-102/14-830755 от 05.11.2014 Павильон ожидания расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0117004:1770 площадью 2 172,00 кв.м., расположенного Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная/ул. Тушинская.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0117004:1770 площадью 2 172,00 кв.м., расположенного Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная/ул. Тушинская, находится в постоянном (бессрочном) пользовании у ОАО НПП "Янтарь", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АН N 307177 от 31.07.2014.
Для определения фактического расположения земельного участка и здания осуществлен выезд на местность с установлением и закреплением на местности границ земельного участка и объекта капитального строительства по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная/ул. Тушинская, определено его местоположение и площадь с использованием геодезического оборудования.
При сопоставлении сведений ГКН о местоположении границ исследуемого участка с результатами измерений на местности установлено, что внешние границы здания павильона ожидания не выходят за границы исследуемого земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:1770 площадью 2172,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная/ ул. Тушинская.
В заключении также отражено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:1770 отсутствуют какие-либо иные объекты капитального строительства или временные сооружения (строения), принадлежащие ОАО НПП "Янтарь" или иным лицам (л.д.131 т.1).
Кроме того, границы спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:1770 с указанием соответствующих координат поворотных точек были установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2012 по делу N А55-17974/2012, которым в соответствии с положениями ст.36 Земельного кодекса РФ за ОАО НПП "Янтарь" было признано право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок в определенных в решении суда границах (л.д. 35-37 т.3).
Данным решением суда признано, что права третьих лиц на земельный участок площадью 2171,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная/ ул. Тушинская, отсутствуют. Признанием за Обществом права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в установленных границах права третьих лиц не нарушаются и не затрагиваются.
В соответствии со ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы ответчиков о том, что часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования со ссылкой на выписку департамента градостроительства г.о. Самара из ИСОГД от 29.03.2016 (л.д.103-104) во внимание приняты быть не могут, поскольку в соответствии с более поздней выпиской из ИСОГД данного департамента от 24.11.2016 г. N Д 05-01-01/13626-0-1, представленной обществом в суд апелляционной инстанции, спорный земельный участок находится в зоне Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей), ограничений в использовании объекта не имеется, объект не принадлежит к территории общего пользования (л.д.13-16 т.3).
Определением суда апелляционной инстанции от 28.11.2016 г. департаменту управления имуществом г.о. Самара было предложено представить письменные объяснения по поводу расхождений в выписках из ИСГДО от 24.11.2016 и от 29.03.2016 в п.8 относительно принадлежности земельного участка к территории общего пользования.
Соответствующих объяснений департамент не представил.
В соответствии с пп. 11 п.1 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Доказательств отнесения спорного земельного участка либо его части к территории общего пользования в установленном градостроительным законодательством порядке, т.е. нахождения части территории испрашиваемого земельного участка за границами красных линий ответчиками не представлено.
Ссылку департамента на письмо Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара от 05.09.2016, согласно которому спорный земельный участок фактически является придомовой территорией многоквартирного дома N 70 по ул. Аврора г. Самары и на нем отсутствуют какие-либо здания, сооружения, и акта осмотра земельного участка от 01.09.2016 суд 1 инстанции правомерно признал несостоятельной.
Данные сведения не соответствуют сведениям кадастрового учета спорного земельного участка, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и расположенного на нем нежилого здания, принадлежащего обществу на праве собственности, а также указанному заключению кадастрового инженера от 01.09.2016 г. N 3.
Кроме того, данные сведения противоречат обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2012 по делу N А55-17974/2012.
Вместе с тем из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0117004:1770 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО НПП "Янтарь", имеет установленные с координатной точностью границы, сведения о государственной регистрации прав внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования наряду с правом собственности относится к вещным правам.
В соответствии со ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
Заявитель является законным пользователем спорного земельного участка.
Применительно к положениям, предусмотренным пп.2 п.1 ст.39.1, пп.6 п.2 ст.39.3, п.1 ст. 39.17 ЗК РФ заявителем в департамент управления имуществом городского округа Самара были представлены все документы, необходимые для предоставления в собственность ОАО НПП "Янтарь" испрашиваемого земельного участка за плату на основании договора купли-продажи.
Департаментом и Администрацией наличие законных оснований для отказа Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов в соответствиями с положениями ст.ст.39.16, 39.17, 39.20 ЗК РФ не доказано.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с этим суд 1 инстанции правомерно признал оспариваемый заявителем отказ в предоставлении обществу в собственность за выкуп без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:1770, площадью 2172,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная/ул.Тушинская, выраженный в письме департамента управления имуществом г.о. Самара от 27.05.2016 N 15-07-10/24990, незаконным.
В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с этим и с учетом постановления администрации г.о. Самары от 10.05.2016 г. N 563 в качестве способа восстановления нарушенного права ОАО НПП "Янтарь" суд 1 инстанции правомерно возложил на департамент управления имуществом г.о. Самара и администрацию г.о. Самара в пределах их полномочий в течение 30 дней с момента вступления судебного акта по делу в законную силу обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО НПП "Янтарь" путем подготовки и направления в адрес заявителя договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:1770, площадью 2172,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная / ул. Тушинская.
С учетом этого доводы, изложенные в апелляционных жалобах администрации городского округа Самара и департамента управления имуществом городского округа Самара, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда 1 инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2016 года по делу N А55-14680/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14680/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2017 г. N Ф06-19079/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО НПП "Янтарь"
Ответчик: Администрация г.о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара