г. Пермь |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А71-8559/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (ОГРН 1041801053777, ИНН 1835059239) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801169510, ИНН 1831057079) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 октября 2016 года по делу N А71-8559/2016, принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом"
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801169510, ИНН 1831057079)
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО "УК "Наш Дом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Госжилинспекция УР, заинтересованное лицо, административный орган) от 04.05.2016 N И5-56-129.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 октября 2016 года (резолютивная часть решения объявлена 28.09.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что Жилищный кодекс Российской Федерации и правила не содержат обязательств управляющей компании по перерасчету (уменьшению) размера платы за коммунальные услуги в случае значительного увеличения размера платы за услуги. Полагает, что нормативно-правовые акты регионального законодательства, на которые ссылается административный орган, не отвечают критериям формальной определенности, ясности и единообразного понимания, противоречат статьям 157, 157.1 ЖК РФ и пункту 72 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Госжилинспекции УР от 31.05.2016 N 129 в связи с поступившим обращением жителя многоквартирного дома N 140 по ул. 40 лет Победы г. Ижевск, Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Наш Дом" по соблюдению требований жилищного законодательства об ограничении изменения платы, вносимой гражданами за коммунальные услуги.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 29.04.2016 N 129, обществу выдано предписание от 04.05.2016 N И5-56-129 в срок до 22.06.2016 произвести действия по устранению нарушения путем производства перерасчета (уменьшения) размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с июня 2015 года по март 2016 года гражданам в многоквартирном доме N 140 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевск.
Полагая, что предписание Госжилинспекции УР является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, ООО "Управляющая компания "Наш Дом" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности предписания.
Исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа, выдавшего предписания, соответствующих полномочий; оценивается соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
На основании ч.1 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством, в том числе о создании и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В ч.2 ст.20 ЖК РФ установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, подп. 3 п. 8 Положения "О государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики", утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики N 538 от 22.12.2014, Госжилинспекция УР является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Госжилинспекция УР осуществляет, в том числе, и региональный государственный жилищный надзор путем организации и проведения проверок за соблюдением юридическими лицами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством к управлению многоквартирными домами.
Согласно Положению о государственном жилищном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Таким образом, осуществление Госжилинспекцией УР жилищного надзора путем организации и проведения проверки в отношении заявителя полностью отвечает требованиям действующего законодательства.
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи истатьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 157.1 ЖК РФ Постановлением Правительства от 30.04.2014 N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
В силу подп. "в" п.5 указанных Основ формирования индексов последствие превышения фактического размера платы за коммунальные услуги над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях является предоставление гражданам мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов.
Материалами дела подтверждено, что теплоснабжение ООО "УК "Наш Дом" в 2015 г. осуществляло ООО "Энергетическая компания "Строим вместе". Тарифы на тепловую энергию для потребителей данной организации на 2015 г. были утверждены постановлением РЭК УР от 19.12.2014 N 29/6 (на 1 полугодие 2015 г. -1280.20 руб.Гкал., на второе полугодие 2015 г. 1543.09 руб./Гкал).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" по городу Ижевска определена единая теплоснабжающая организация ОАО "Волжская ТГК" (в связи реорганизацией ОАО "Волжская ТГК" переименовано в ПАО "Т плюс" с определением границ зон деятельности).
Указом Главы Удмуртской Республики от 22.11.2014 N 422 для муниципального образования "Город Ижевск" на 2 полугодие 2015 г. установлено значение предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой платы граждан за коммунальные услуги в размере 10.6%.
Закон Удмуртской Республики от 16.07.2015 N 55-РЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по предоставлению мер дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг" принят с целью недопустимости повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Согласно данному Закону мера социальной поддержки предоставляется путем частичной компенсации произведенных расходов на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, определяемой как разница между размером платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, начисленной гражданину в текущем месяце, и расчетным размером платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также путем уменьшения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) в текущем месяце до расчетного размера платы, определенного в соответствии с утвержденным предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Между тем, порядок и механизм предоставления меры дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг в виде уменьшения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) в связи с ограничением роста плата граждан за коммунальные услуги в городе Ижевске установлен Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.07.2015 N 375 "О реализации Закона Удмуртской Республики "О мерах дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по предоставлению мер дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг".
Так, в платежном документе за коммунальные услуги исполнитель коммунальных услуг должен указывать значение размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, исчисленного исходя из установленных тарифов на тепловую энергию и холодную воду, и величину уменьшения размера платы за коммунальную услугу (величина меры социальной поддержки) в отдельных строках (графах).
Согласно письму Управления ЖКХ Администрации города Ижевска от 01.10.2015 N 2485/01-27 многоквартирный дом N 140 по ул. 40 лет Победы включен в перечень многоквартирного дома, где проживают граждане, имеющие право на предоставление меры дополнительной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг в виде уменьшения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения).
Как установлено административным органом, ООО "УК "Наш Дом" не произведено уменьшение размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) гражданам в многоквартирном доме по ул. 40 лет Победы, 140 в платежных документах за период с июня 2015 г. по март 2016 г. в нарушение ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ, ч. 1 ст. 4 Закона УР от 16.07.2015 N 55-РЗ.
В результате выявленных нарушений Госжилинспекцией УР обоснованно выдало обществу предписание от 04.05.2016 N И5-56-129 с требованием произвести перерасчет (уменьшения) размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с июня 2015 года по март 2016 года гражданам в многоквартирном доме N 140 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевск. При этом контролирующий орган правильно руководствовался вышеуказанными правовыми нормами.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной приходит к выводу о соответствии предписания Госжилинспекции УР требованиям действующего законодательства.
Апелляционный суд находит, что предписание заинтересованного лица содержит законные и обоснованные требования об устранении нарушений, по своему содержанию предписание является понятным и исполнимым и основания для признания его недействительным отсутствуют.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
В целом доводы общества основаны на неверном толковании норм права, по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оставляет решение суда первой инстанции в силе.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 октября 2016 года по делу N А71-8559/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (ОГРН 1041801053777, ИНН 1835059239) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 909 от 17.10.2016 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8559/2016
Истец: ООО "Управляющая компания "Наш Дом"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики