г. Владимир |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А39-1163/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.09.2016
по делу N А39-1163/2016,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению администрации городского округа Саранск
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
без участия лиц,
и установил:
администрация городского округа Саранск (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра) по отказу в государственной регистрации права собственности администрации на объект недвижимости: здание гаража, общей площадью 31,8 кв.м, инв. N 1704, лит А, с кадастровым номером 13:23:1101100:1951, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Пуркаева, оформленному сообщением от 08.12.2015 N 13/001/118/2015-6861 (08-04/32068), и об обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на указанный объект недвижимости за администрацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Кудряшов Петр Варламович (далее - Кудряшов П.В.), федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" в лице Саранского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по Республике Мордовия".
Решением от 28.09.2016 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал заявителю в удовлетворении требования.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление Росреестра заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в котором также просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.09.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 04.12.2012 администрацией принято постановление N 3928 "Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Лихачева, Т. Бибиной, Гожувская, Косарева г.Саранска, включая проект межевания".
В целях реализации вышеуказанного постановления администрацией 13.04.2015 принято постановление N 1117 "Об организации работ по выкупу объектов недвижимого имущества", в соответствии с которым администрация Октябрьского района городского округа Саранск обязана организовать в установленном порядке от имени администрации городского округа Саранск работы по выкупу объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 13:23:1101100:1951 и 13:23:1101100:1946, расположенных по адресу: г. Саранск, ул. Пуркаева, а именно: определению размера возмещения недвижимого имущества; подготовке проекта соглашения о выкупе недвижимого имущества; заключению с собственниками недвижимого имущества соглашения о выкупе недвижимого имущества; выплате размера возмещения собственникам недвижимого имущества; прекращению права собственности на указанные объекты (пункт 1 постановления).
Постановлением установлено, что финансирование расходов, предусмотренных в пункте 1 постановления осуществить за счет средств бюджета городского округа Саранск.
Во исполнение постановления от 13.04.2015 N 1117 администрацией Октябрьского района городского округа Саранск 12.05.2015 с гражданином Кудряшовым П.В. заключено соглашение о выкупе недвижимого имущества в связи с прекращением права собственности - здания гаража, назначение нежилое, 1-этажное, общей площадью 31,8 кв.м, инв. N 1704, лит. А, с кадастровым номером 13:23:1101100:1951, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Пуркаева, подлежащего сносу для муниципальных нужд городского округа Саранск.
Здание гаража, назначение нежилое, 1-этажное, общей площадью 31,8 кв.м, инв. N 1704, лит. А, с кадастровым номером 13:23:1101100:1951, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Пуркаева, принадлежит Кудряшову П.В. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 11.09.2013 серии 13 ГА 796723).
В соответствии с Отчетом об определении рыночной стоимости здания гаража от 23.03.2015 N 15/03/168-н/2 размер возмещения за снос недвижимого имущества составляет 589 000 рублей.
Оплата выкупаемого недвижимого имущества в сумме 589 000 рублей осуществлена Кудряшову П.В. перечислением по платежному поручению от 27.07.2015 N 184031.
23.09.2015 администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о регистрации перехода права собственности на здание гаража, назначение нежилое, 1-этажное, общей площадью 31,8 кв.м, инв. N 1704, лит. А, с кадастровым номером 13:23:1101100:1951, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Пуркаева.
Сообщением от 08.12.2015 N 13/001/118/2015-6861 Управление Росреестра со ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) отказало администрации в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, указав, что приобретение недвижимого имущества за счет средств муниципального образования возможно лишь в двух случаях, а именно при изъятии имущества для муниципальных нужд (статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ) или для приобретения товаров для муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Посчитав решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, администрация обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из статьи 3 Федерального закона N 122-ФЗ следует, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из ГК РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.
Из статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (статья 9 Федерального закона N 122-ФЗ).
В пункте 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 13 Федерального закона N 122-ФЗ одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.7 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Одновременно с документом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для государственной регистрации представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (пункт 2 статьи 25.7 Федерального закона N 122-ФЗ).
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
На основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Частью 3 статьи 239.2 ГК РФ предусмотрено, что отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 279 ГК РФ).
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд определен главой VII.1 ЗК РФ, в том числе в статье 49 ЗК РФ предусмотрено изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Как установил суд первой инстанции, заявителем 23.09.2015 в Управление Росреестра на регистрацию права собственности объекта недвижимости были представлены документы, из которых усматривается, что решение администрации об изъятии объекта недвижимости - гаража для муниципальных нужд городского округа Саранск, изданного и принятого в установленном законом порядке, не представлялось.
Ссылку администрации на то, что соглашения о выкупе недвижимого имущества не относятся к публично-правовым, а имеют гражданско-правовую природу, и покупка объектов недвижимости совершена для целей реализации документации по планировке территории (для сноса объектов недвижимости и постройки на их месте многоквартирного жилого дома, который не относится к целям изъятия для муниципальных нужд), не принята судом во внимание, поскольку отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Пунктом 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, на который ссылается администрация, предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако, как верно отметил суд, приобретение администрацией гаража к указанным в данной статье случаям не относится.
Каких-либо документов, свидетельствующих о соблюдении требований Федерального закона N 44-ФЗ, администрацией на государственную регистрацию права собственности не представлялось.
Таким образом, суд пришел к верному заключению о том, что приобретение администрацией гаража не подпадает ни под изъятие имущества для муниципальных нужд, ни под приобретение для муниципальных нужд. Приобретение недвижимости за счет средств публичного образования для целей реализации документации по планировке территории и, в частности, для строительства многоквартирного дома действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, судом установлено, что объекта недвижимости - гаража не существует, так как был осуществлен снос данного объекта и на его месте осуществляется строительство, в связи с чем у Управления Росреестра отсутствует обязанность осуществлять регистрацию отсутствующего объекта.
29.08.2016 филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия было произведено обследование здания гаража, инвентарный номер 1704, лит. "А", площадью 31,8 кв.м, год ввода в эксплуатацию 1994, расположенного по адресу: г.Саранск, Октябрьский район, ул. Пуркаева, и установлено, что вышеуказанный объект снесен и на дату обследования не существует (письмо от 29.08.2016 N ф-13/5136).
В силу части 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом изложенного право собственности на объект недвижимости, прекративший свое существование, не может возникнуть, а значит, и быть зарегистрировано.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно посчитал, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности на спорный объект.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал администрации в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Мордовия отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.09.2016 по делу N А39-1163/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1163/2016
Истец: Администрация городского округа Саранск
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
Третье лицо: Кудряшов П.В., ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", ФГУП "Ростехингвентаризация - Федеральное БТИ по Республике Мордовия"